Найти тему
Джаз.Ру

Джазовый барабанщик Борис Матвеев. К 90-летию со дня рождения

24 апреля 2018 исполнилось бы 90 лет замечательному джазовому барабанщику Борису Васильевичу Матвееву. Но жизнь распорядилась по-своему: старейший джазовый барабанщик России, заслуженный артист РФ Борис Матвеев умер 28 марта 2006, не дожив месяца до 78-летия.

Первое публичное выступление Матвеева, тогда 16-летнего воспитанника военно-музыкального училища, состоялось на Красной площади в 1945 году на Параде Победы, где он прошел маршем вместе с двумя десятками таких же мальчишек-барабанщиков. Потом была игра в «джазах» - танцевальных оркестрах. Потом - много лет работы в оркестре самого Эдди Рознера, где Борис Матвеев сыграл первое джазовое соло на барабанах в советском кино - сидя на вершине гигантского будильника в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова.

Был и свой ансамбль - эстрадно-джазовый, как сейчас бы сказали. Именно там в 60-е дебютировал певец Иосиф Кобзон. Было много лет удачной работы в музыкально-эксцентрическом дуэте с женой, ксилофонисткой Ниной Кургановой. Было и забвение, и годы работы на Арбате, в уличном диксиленде... Было и триумфальное возвращение на концертную сцену в 90-е, и звание заслуженного артиста России, и концерт в Большом зале Московской консерватории в честь 75-летия Матвеева.

Подробнее о жизненном пути артиста - в тексте, который написал для «Джаз.Ру» старейшина и первопроходец советской джазовой критики Алексей Баташёв.

Фото © Павел Корбут, 1999
Фото © Павел Корбут, 1999

Борис Матвеев (1928 - 2006)

Этому улыбчивому, белозубому, заводному, подтянутому джентльмену невозможно было дать его годы. Живая легенда советского и российского джаза, заслуженный артист России барабанщик Борис Васильевич Матвеев ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ играл джаз. Как мы все ждали его очередной день рождения, предвкушали новое выступление, но наш любимец больше никогда на сцену не выйдет - Бориса Матвеева не стало. Ушла эпоха…

Хотя барабан был первым музыкальным инструментом советских пионеров, московский мальчишка свое первое соло исполнил на кастрюлях коммунальной кухни, а за настоящую ударную установку сел в качестве музыкального воспитанника Краснознаменного Военного факультета Центрального института физкультуры - многие ребята попадали в музыку в 30-е годы через армию. Главное - не упускать ни малейшей возможности играть: он буквально засыпал с барабанами и просыпался с ними же. Что угодно - смотр, парад, учения, концерт, танцы - лишь бы играть. Когда началась Вторая мировая и СССР поглотил часть Польши вместе с ее джазами, среди которых был фантастический бэнд самого Эдди Рознера, мечтой Бори стало попасть к Рознеру. Однако первое большое публичное выступление будущего солиста состоялось на Красной площади, на Параде победы, когда под раскаты барабана молодого Бориса Матвеева и еще двух десятков таких же молодцов бросали наземь фашистские штандарты. Но вскоре тучи стемнели над джазом, Кумира посадили в лагерь, и юный ударник, играя то тут, то там в кинотеатрах или на танцверандах, становился одним из самых популярных людей в Москве. Его знали и боготворили так же, как прославленных футболистов или хоккеистов. Мальчишки, которые тогда бредили не гитарами, а саксофонами и барабанами, окружали его плотным кольцом, стараясь не пропустить ни одного его удара или жеста, не обращая внимания на девчонок, которым хотелось танцевать...

Кадр из кинофильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", 1956. 
На вершине декорации за ударными - Борис Матвеев
Кадр из кинофильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", 1956. На вершине декорации за ударными - Борис Матвеев

Умер Сталин, вернулся Рознер, и теперь уже сама «золотая труба» позвала самого яркого барабанщика Москвы в знаменитый джаз, и слава Матвеева достигла заоблачных высот. Но ничто не стоит на месте, пришли другие времена, другая музыка настала, и гребни новых волн мягко выплеснули Матвеева на бережок, а сами понеслись дальше, дальше, но...

СЛУШАЕМ: Борис Матвеев (ударные) и оркестр Эдди Рознера "Соло для ударных с оркестром" (Юрий Саульский)
Запись 1960-х гг.

Прошло много лет, и однажды, прогуливаясь по Старому Арбату неподалеку от «Праги», всемирно известный режиссер и интервьюер Эльдар Рязанов был привлечен звуками джаза, доносившимися из центра небольшой толпы у дверей знаменитой ресторации. Пробравшись к источнику магнетических синкоп, Эльдар Александрович увидел уже седого, но все такого же горячего Бориса Матвеева, и сразу вспомнил того виртуоза, который творил чудеса на барабанах, установленных на верхотуре гигантского будильника, которому предназначалось с экрана фильма «Карнавальная ночь» разбудить целую страну.

ВИДЕО: 1996. Борис Матвеев и его Mercedes Jazz Band играет - и поёт! - на московской улице

Страна проснулась лет через тридцать, а Борис Матвеев после рандеву с Рязановым получил звание Заслуженного артиста России. И решающую роль сыграл в этом Игорь Борисович Бугаев, в то время председатель московского Комитета по культуре, покровитель талантливых творческих людей. После Джина Крупы и Рэя МакКинли, после нашего Лаци Олаха, которые давно уже там, Борис Матвеев был последним ударник той, старой школы, соединявшей музыку и пластику рук, корпуса, выразительность тела, когда барабанщика — Артиста! — нужно было не только слышать, но и видеть. Зато все знали, что Боря и соло отыграет на всем, что стучит, и байку расскажет и чечёточку сбацает.

ВИДЕО: Борис Матвеев, начало 2000-х. Соло на ударных (и на всём!)

И ему было что рассказать. В его ансамбле начинал свой творческий путь Иосиф Кобзон. С большой нежностью вспоминал он эти годы. Многие помнят виртуозный дуэт Бориса Матвеева с ксилофонисткой, выпускницей Консерватории, солисткой оркестра Большого театра, любимицей самого Голованова, Ниной Кургановой. Какое же счастье было иметь рядом не только красивую заботливую жену, но и большого Музыканта! Эта супружеская пара незадолго до ухода Матвеева из жизни отметила 54-летие совместной жизни…

-3

Борис Матвеев был и останется кумиром для нескольких поколений зрителей и музыкантов. До последнего дня он был полон творческих планов, все так же пластичен, строен, подтянут, артистически обаятелен. Бориса Васильевича можно было послушать и на главных концертных площадках страны, и в ночном клубе, и на свежем воздухе, где он видел горящие глаза любящих его поклонников, это хранило его и давало силы жить и играть…

Свое 75-летие он отметил в Доме Кино, как много лет назад, восседал на своем троне — огромном будильнике из “Карнавальной ночи”, его поздравляли все, был большой праздник, а телеграммам от Президента и Мэра Москвы он радовался, как ребенок, и всё не верил, что это всё ему….
Светлая память…