Откуда берутся волшебные существа в мира Хаяо Миядзаки? Как в его творчестве сочетаются экологический активизм и любовь к технике и авиации? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы в нашей статье.
Кто населяет миры Миядзаки?
Взрослые становились главными героями у Миядзаки всего дважды. В последнем на данный момент полнометражном фильме автора «Ветер крепчает» мы видим взросление и становление изобретателя истребителя Zero Дзиро Хорикоси. Но даже к концу фильма он уже состоявшийся, но все еще довольно молодой авиаконструктор. И только заглавный герой «Порко Россо» — по-настоящему взрослый, можно даже сказать, потрепанный жизнью… Чуть не сказала человек, но нет, персонаж. Летчик со свиным, простите, рылом вместо человеческого лица.
Однако это уже по всем параметрам фильм-исключение в карьере автора.
Остальные истории Миядзаки выстроены вокруг детей и совсем юных существ. Чаще всего девочек. Классическая героиня Миядзаки умна, смела, скромна, решительна — сам он не раз говорил, что в анимации не хватает: а) героинь и б) героинь, чьи истории не крутились бы вокруг романтической влюбленности. В этом смысле его вполне можно назвать феминистом, раз за разом создающим образ девочки, девушки, молодой женщины, преодолевающей преграды. Способной справиться со сложной ситуацией. Стать инженером-механиком. Править страной. Биться за правое дело.
Но не меньше, если не больше героинь и героев Миядзаки запоминаются персонажи второго и третьего планов.
Откуда берутся эти удивительные существа?
Часто у них обнаруживается более или менее явный источник. Обычно в японской мифологии и фольклоре, где сверхъестественные существа самого разного рода объединяются в понятие «ёкаи». Это может быть и монстр, и божество, и животное-оборотень, и дух. Например, безмолвные, словно сложенные из камушков, маленькие наблюдатели в «Принцессе Мононоке». Это кодама — духи деревьев. Но если сама идея таких духов берется из фольклора, то визуальное воплощение — это уже работа фантазии Миядзаки.
То же можно сказать и про духа леса в том же фильме. Днем он похож на собирательный образ воплощения природных сил. Ночью он дайдарабочи — исполинская сущность, способная свернуть горы, еще один ёкай. Он и жизнь, и смерть.
В «Моем соседе Тоторо» появляются в чем-то родственные кодама маленькие черные пылинки, которых зовут сусуватари, что можно примерно перевести как «блуждающая сажа». Они тоже ёкаи, но придуманные Миядзаки, а не позаимствованные из фольклора. Сусуватари появляются и в «Унесенных призраками», где оказываются работниками инженерных служб бань Юбабы.
Три главные иконы Миядзаки и студии «Гибли».
Первой пусть будет Безликий.
Из множества фантастических существ — ведьм, драконов, превращенных людей, забавных лягушек в кимоно и прочего населения «Унесенных призраками» — он, пожалуй, самый запоминающийся. Потеря лица как потеря сущности и маска как ее утаивание или подмена — это распространенный фольклорный сюжет, который не свести к одной конкретной версии. Миядзаки вновь не копирует в этом образе нечто конкретное, но создает свое магическое опасное создание.
Другой узнаваемый образ — Котобус.
Его источниками могут быть, с одной стороны, японские бакэнэко — кошки-оборотни, подобные лисам-оборотням кицунэ и енотовидным оборотням тануки. А с другой — Чеширский кот Льюиса Кэрролла. Миядзаки никогда не замыкался на японской культуре.
И, наконец, тот, кто стал де-факто логотипом или маскотом студии «Гибли» — сам Тоторо.
Это имя в разных вариациях носят сразу несколько существ. Помимо О-Тоторо, то есть буквально Большого Тоторо, в мультфильме появляются Чу-Тоторо, то есть средний, и Чиби-Тоторо — маленький, соответственно. Эти Тоторо — тоже духи леса, но чуть более общительные, чем тот, что в «Принцессе Мононоке». Ну а само слово это — то, как Мэй, маленькая героиня мультфильма, произносит tOroru — так в японском трансформировалось знакомое нам слово «тролль».
И все эти существа — силы природы, в сложном взаимодействии с которыми оказывается человек.
Какова роль природы?
Окружающей героев в природе мы уделяем внимание не меньше, чем персонажм, потому что считаем, что мир прекрасен. Человеческие отношения - это не единственное, что интересно. Мы полагаем, что погода, время, лучи света, растения, вода и ветер - все, что создает пейзаж - прекраснЫ. Именно поэтому мы стараемся уделять им как можно больше внимания в нашей работе.
Результат этой влюбленности в мир виден почти в каждом кадре. Но природа — это не только покой и единение с миром. Она может быть и страшной силой.
Однако если разрушительное начало природы, в сущности, нейтрально, то негативное влияние человека на среду обитания показано иначе. Два фильма режиссера посвящены техногенным катастрофам и их последствиям.
В «Навсикае из Долины ветров» мы видим мир через столетия после глобальной семилетней войны. Люди ютятся в городах, а вокруг — мутировавшие леса.
В «Принцессе Мононоке» время и место действия — полумифическая Япония прошлого. Но конфликт удивительным образом похож: люди и их техника против природы и ее духов.
И даже в «Унесенных призраками» автор весьма наглядно демонстрирует ту же, в сущности, проблему.
Миядзаки постоянно совершенствует свой узнаваемый взгляд на мир. Все работы этого автора словно существуют в единой экосистеме. Цветовые схемы новых мультфильмов оказываются в согласии с предыдущими. Мир эволюционирует, в нем происходят изменения, но в то же время они не должны менять мир до неузнаваемости. Персонажи проживают новые жизни, но словно все друг другу родня. Детальный второй план оказывается не менее важен, чем первый. А природа завораживает потому, что ее роль гораздо больше, чем быть средой для героев и событий.
Миядзаки - враг прогресса и техники?
Тут можно было бы сделать вывод, что мы считаем Миядзаки поборником традиционного образа жизни и противником технического прогресса, но это, разумеется, не так. С очарованностью природой в нем сочетается любовь к технике и уважение к инженерам, конструкторам и изобретателям. Как в «Небесном замке Лапуте», где фигурируют удивительные роботы. Как в «Ходячем замке» — замечательном образчике стимпанка, И как в «Принцессе Мононоке», где властительница Железного города несет природе разрушение, но только потому, что искренне пытается сделать жизнь опекаемых ею людей лучше.
И, конечно, особенно наглядна любовь Миядзаки к авиации, пронесенная через годы. Воплощается она не только буквально, как в «Порко Россо» или «Ветер крепчает». И не только в названии студии, позаимствованном у названия самолета ВВС Италии времен Второй мировой. Полеты — важная составляющая анимации вообще. Не только у Миядзаки, но он выводит их на новый уровень.
Именно авиация подводит к вопросу, который режиссер задает себе и своему герою Дзиро Хорикоси. Как можно ненавидеть войну и разрушение, но в то же время любить самолеты, в том числе несущие смерть? Как бы банально это ни звучало, но Миядзаки не в последнюю очередь снимает про баланс, про необходимость мирного сосуществования природы и человека с его меняющими мир идеями.
Делая вывод
Миядзаки, как по-настоящему большой автор, снимает одновременно и про самое частное, семейное, локальное, и про самое общее, про принципы устройства мироздания. Про конфликт между движением и остановкой, между жизнью и смертью. Свойственен ли Миядзаки дидактический пафос? Учит ли он жизни? Пожалуй, да.
Он не скрывает, что снимает для детей. И не просто, чтобы развлечь их, но чтобы показать то, что по-настоящему важно. И поэтому, кстати, скептически отзывается о своем «Порко Россо» — нуаре про летчиков с элементами «Касабланки». Говорит, что оступился и снял мультфильм для взрослых. Зато претендовавший на роль подведения итогов жизни «Ветер крепчает» вполне можно рассматривать как историю про взросление и компромисс между мечтой и реальностью.
И совсем неудивительно, что Миядзаки снова возобновил существование студии после очередного заявления об уходе на покой, чтобы работать над мультфильмом с названием «Как ты живешь?». Это экранизация книги для подростков 1937 года.
Говорит, что хочет оставить внуку своего рода нравственное завещание.