Однако более надежным является метод расчета кредитного лимита на основании анализа его кредитоспособности. Такой подход реализуется путем внедрения в риск-менеджмент компании внутреннего кредитного рейтинга (ВКР) или системы кредитного скоринга. ВКР позволяет охарактеризовать финансовое состояние и способность контрагента выполнять свои обязательства. Для оценки финансового состояния клиента выбираются такие распространенные финансовые показатели, рассчитываемые на основании бухгалтерской отчетности, как, например:
- показатель рентабельности (один наиболее подходящий из множества вариантов),
- уровень операционного денежного потока,
- коэффициент покрытия процентных платежей,
- отношение чистого долга к операционной прибыли,
- отношение краткосрочных обязательств к ликвидным активам и т.д.
Как правило, достаточно пяти-семи ключевых факторов для оценки. При этом важно присвоить веса всем показателям, чтобы повысить значимость для результата наиболее важных (это зависит от отрасли). Полученная информация ранжируется с присвоением баллов, и каждому контрагенту присваивается рейтинг с соответствии с полученными баллами.
Кредитные лимиты должны пересматриваться на ежемесячной, ежеквартальной или полугодовой основе. В особых случаях, например, при разовом заказе на большую сумму, лимит должен быть пересмотрен вне графика. Пересмотр кредитного лимита как правило инициируется отделом продаж (его руководителем). Новый лимит должен быть согласован с финансовой службой (CFO), юристами компании (которые должны оценить, какой пакет документов потребуется для предоставления кредитного лимита) и генеральным директором.
Подробнее о том, как устанавливаются кредитные лимиты читайте на сайте Вашказначей.РФ!