Анимационный фильм Мари Окады (сценарист аниме «Тёмный дворецкий») – яркий пример того, какие ошибки может допустить талантливый сценарист, который решил снять свой дебютный полнометражный анимационный фильм. Прекрасно видна её неопытность в режиссёрской деятельности. Но, несмотря на многие ошибки с точки зрения режиссуры, те идеи, аллюзии и смыслы, которые она вложила в фильм, достойны внимания.
В центре истории пятнадцатилетняя девочка Макия из «племени расставаний». В фантастическом мире мультфильма люди из её рода живут веками и не стареют, поэтому всю свою жизнь они посвящают шитью полотен своей жизни, и никогда не выходят за границы своего государства. Ведь если кто-либо из них влюбится в того, чья жизнь короче его, то однажды обязательно останется один. Но нет, Макия не влюбляется в прекрасного юношу, как можно было подумать. Когда её государство захватывают, она по воле случая не попадает в плен и находит в лесу человеческого младенца в руках убитой матери. Девочка берёт его с собой и приходит в обычную деревню, где остаётся жить.
«Укрась прощальное утро цветами обещания» - это сентиментальная драма о материнстве, постоянно провоцирующая достать платок и вытереть слёзы. Мари Окада создала многослойное и сложное произведение искусства, которое исследует темы смерти и жизни, материнства и памяти. Но ей не удалось сделать своё полотно органичным. Чрезмерная многоплановость фильма привела к тому, что некоторые сюжетные ходы оказываются либо ненужными, либо недоделанными. И в этом видна неопытность автора в качестве режиссёра.
Просмотр может быть испорчен тем, что Окада подробно разжёвывает все свои идеи. Есть моменты, понятные без слов, но позже зрителю зачем-то начинают объяснять события, не требующие комментариев. Из-за этого аниме несколько теряет свою глубину, потому что не даёт зрителю пространства для размышлений. Другая проблема – слишком перенасыщенный финал. Последние 30 минут фильма просто эмоционально изматывают зрителя, выдавливая из него слёзы. Кажется, что вот кульминация, вот сейчас можно выреветься, но нет, история продолжается. Здесь нет такого баланса, который был достигнут, например, в «Твоё имя» Макото Синкая.
«Укрась прощальное утро цветами обещания» - это фильм, наполненный слезами счастья и горечью утраты. Мари Окада говорит о многом, но порой так неумело, как человек, который только недавно выучил новый язык. У неё есть потенциал в качестве режиссёра, но ей нужно время научиться говорить со зрителем визуальным языком, чтобы он начал понимать её без слов.
Автор текст - Дмитрий Елагин.