В России совершенно необыкновенные правила ведения бизнеса, непохожие на западные или какие-либо еще. Каждый раз, когда приглашают крупного успешного управляющего из запада, для руководства над крупным подразделением в России, неизвестно справится он, или нет. История знает немало случаев как успеха (Леннарт Дальгрен, первый генеральный директор российского подразделения «IKEA»), так и фиаско (Бу Андерссон, бывший генеральный директор «АвтоВАЗ») таких руководителей. До конца неизвестно, обусловлено ли это российским менталитетом, тяжелым для экономики России перестроечным временем, или всем сразу. В любом случае, к очередному, новому расцвету технологической сферы российский рынок оказался готов, практически оправившись от кризиса 90-ых и ранее проигранной США гонки в развитии вычислительной техники. Произошло это, в том числе, благодаря нескольким чудом выжившим и развившимся российским стартапам.
На российском рынке у крупных зарубежных IT-компаний, практически всегда есть конкурент, который реализует функционально похожий сервис, выигрывает на одном или нескольких локальных рынках. Абсолютный рекордсмен в открытии сервисов, являющихся альтернативой западным, это, безусловно, «Яндекс». Сразу приходят на ум, его продукты, с тем или иным успехом, конкурирующие с соответствующими продуктами «Google»: поисковик, карты, переводчик, облачный сервис хранения данных, система контекстной рекламы, браузер. «Яндекс» даже выпускал собственную версию Android и имеет собственный магазин приложений для Android – «Yandex Store».
Кроме того, «Яндекс» реализует сервисы альтернативные сервисам других компаний. Пожалуй, самый успешный проект, это «Яндекс.Такси», который, фактически победил «Uber», на выгодных условиях объединив с ним таксопарк. Справедливости ради, следует отметить что «Uber» практически на каждом рынке терпит убытки и проигрывает местным конкурентам. Другой проект в транспортной сфере – это недавно появившийся «Яндекс.Драйв». У этого проекта есть несколько интересных особенностей. Первая, это то, что до этого сервиса у «Яндекс» недолгое время был «Яндекс.Каршеринг» – агрегатор каршеринговых автомобилей, который решено было заменить собственным каршерингом. Вторая, это то что на российском рынке отсутствуют иностранные каршеринговые компании и присутствует много местных конкурентов.
Есть еще сервис, у которого есть много аналогов в США, и практически ни одного в России – «Яндекс.Здоровье» (это связано с тем, что в России только совсем недавно разрешили телемедицину).
У «Яндекса» есть сервис, конкурирующий с одним из сервисов «Amazon». Это «Кинопоиск» – российский аналог «imdb». «Кинопоиск» еще примечателен тем, что этот сервис компания приобрела, а не развивала самостоятельно.
Есть проекты, которыми занимается ряд крупных компаний. Например, голосовой помощник есть у «Google», «Apple» и «Microsoft». «Яндекс», понимая важность этой разработки, позже остальных, но все же представил миру «Алису». Раньше других, «Яндекс» запустил сервис персональных рекомендаций «Яндекс.Дзен». Через некоторое время «Mail.Ru Group» представила похожий проект «Likemore», предлагающий пользователям контент сообществ «ВКонтакте». Еще через три месяца компания «Google» в тестовом режиме запустила аналогичный сервис, рекомендующий новостные статьи. «Apple» и «Facebook» также запустили новостные сервисы с похожим функционалом.
Кроме того, «Яндекс» развивает собственный сервис электронных платежей – «Яндекс.Деньги», а также универсальный сервис по приему платежей через интернет для компаний – «Яндекс.Касса», сервис с подпиской на прослушивание музыки без рекламы – «Яндекс.Музыка», маркетплейс интернет-магазинов «Яндекс.Маркет» и многое другое. Регулярно, Яндекс открывает новые сервисы и закрывает те, которые не достигают требуемого результата. Несмотря, на рост некоторых экспериментальных сервисов приблизительно на 100% в год («Яндекс.Дзен», «КиноПоиск», «Яндекс.Музыка»), основная выручка компании – 90% по-прежнему идёт от продажи интернет-рекламы. Это позволяет компании безболезненно пробовать себя в любых развивающихся сферах.
Продолжение следует.