Пассажирские самолеты строятся по секциям по всему миру, а затем собираются в разных местах, поэтому как вы перевозите огромные части, такие как крылья и фюзеляжи? Познакомьтесь с супертранспортерами - гигантскими самолетами для гигантских рабочих мест.
Самолет, собранный в Hangar L34 в штаб-квартире Airbus в Тулузе, является, мягко говоря, необычным зверем.
Там, где большинство самолетов имеют тонкие, элегантные фюзеляжи, они раздуты и раздуты, оканчиваясь огромным изогнутым куполом над кабиной.
Его крылья, несмотря на промежуток более 60 м (197 футов), кажутся удивительно короткими и короткими рядом с этим огромным телом.
В целом, он имеет поразительное сходство с китом - и действительно, он назван в честь одного. Это Airbus Beluga XL, совершенно новая порода супер-транспортера.
Компании нужны такие воздушные суда для транспортировки основных компонентов, таких как крылья и секции фюзеляжа, с заводов, где они построены на конечных сборочных линиях в Германии, Франции и Китае.
Airbus имеет высоко специализированные производственные центры в Европе, наследие того времени, когда он был консорциумом национальных аэрокосмических предприятий. Чтобы обеспечить бесперебойную работу своей цепочки поставок, компания должна иметь возможность переносить большие грузы с одного объекта на другой с минимальной задержкой.
Но почему бы просто не построить все в одном месте, чтобы избавиться от необходимости в гигантских перевозчиках?
«Airbus впервые разработал систему центров передового опыта в Европе - сейчас во всем мире», - говорит профессор Айан Грей, директор аэрокосмической отрасли в Университете Кранфилда.
«У вас есть квалифицированная рабочая сила, общие инвестиции и способность использовать местные знания - преимущества распределенной модели хорошо зарекомендовали себя».
Действительно, конкурирующий авиастроитель Boeing перешел из более централизованной системы в распределенную модель Airbus, говорит профессор Грей.
Отсюда и потребность в супертранспортерах.
Еще в 1970-х годах эта работа была выполнена по вариантам Super Guppy, конверсия Boeing на C-97 Stratofreighter с турбонаддувом - сама по себе разработка бомбардировщика Второй мировой войны B-29.
Он был заменен в 1995 году первым поколением Beluga, ST, двухдвигательным самолетом, созданным самим Airbus. Он намного больше, чем Super Guppy, он также может быть загружен и выгружен гораздо быстрее.
В настоящее время Airbus имеет пять станций Beluga ST, обслуживающих тысячи часов каждый год и часто совершая несколько поездок каждый день.
Но по мере роста самого аэрокосмического гиганта, так же как и его потребности.
Одной из основных задач Белуги является перевозка крыльев для нового A350 от Broughton в Северном Уэльсе, где они производятся, в штаб-квартире Airbus в Тулузе, где собираются самолеты.
«Объемы производства Airbus значительно увеличиваются, - говорит профессор Грей, - поэтому более длинный, более высокий, транспортный самолет помогает ускорить производство.
«Мы можем нести больше, - говорит Бертран Джордж, глава программы Beluga XL. «Мы можем перевозить два крыла за раз, а не одно, поэтому это означает, мы удваиваем производительность самолета».
Несмотря на свой замечательный внешний вид, Beluga XL не является абсолютно новым дизайном. Фактически, тот, который был подготовлен в Hangar L34, начал жизнь как более обычная машина - грузовик A330-200.
Инженеры Airbus убрали крышу и кокпит и заменили их собственной конструкцией, чтобы создать необходимый огромный грузовой отсек. Характерная форма Белуги была создана с добавлением гигантской грузовой двери, позволяющей загружать самолет спереди.
Beluga XL начнет тестовые рейсы в конце этого года и будет введен в эксплуатацию в 2019 году. В настоящее время строятся два самолета. Существующие Белуги будут постепенно прекращены к 2025 году.
Несмотря на свои замечательные размеры, Beluga XL не будет крупнейшим супер-транспортером, пашущим по небу.
Например, у Boeing есть собственный большой зверь - Dreamlifter, который он использует, чтобы донести основные компоненты 787 Dreamliner от фабрик поставщиков в Японии и Италии до своих окончательных сборочных линий в штате Вашингтон и Южной Каролине.
Сроки доставки крыльев для Boeing 787 из Японии сократились с 30 дней морским путём до 8 часов полёта на 747 LCF. Несмотря на то, что LCF используются исключительно в качестве транспортного самолёта для доставки частей 787, они числятся в авиапарке авиакомпаний, которые предоставляют обслуживание и экипаж, в то время как Boeing оплачивает расходы на топливо. Четвёртый Boeing 747 Dreamlifter быд введён в эксплуатацию в феврале 2010.
Если Airbus выглядит как кит, Boeing наиболее близко напоминает змею, проглотившую корову.
Основанный на 747-400, с увеличенным фюзеляжем, он может фактически поднять больший вес, чем Белуга.
Но, по словам Дэвида Лирмонта, консультанта-редактора авиационной исследовательской компании FlightGlobal, такие сравнения на самом деле не суть.