Часть 2.
Путешествие атеистов в Верхотурье и Меркушино.
В первой части мы начали путешествие по Верхотурью с музея, кремля, Троицкого собора и светских зданий. Во второй части – рассматриваем руины и храмы Николаевского мужского монастыря.
Теперь мы идем к храмам, посмотреть на программу «Духовный центр Урала» в действии.
Пункт 9. Руины Воскресенской церкви, центр города.
Храм не самый старый, его строительство началось в 1786 г., но любимый архитекторами и историками. Все потому, что это один из немногих храмов – «пограничников», начинали его строить в стиле барокко, а заканчивали в связи с переменой моды – уже в стиле классицизма. Поэтому первый и второй этаж очень сильно отличаются. Несмотря на очень сильные разрушения, все еще можно увидеть декор и даже росписи внутри храма. Увы, состояние фундаментов такое, что никакая реставрация этому объекту не грозит. На фоне соседних восстановленных храмов эта церковь почти скушна, но посмотрите на фото Прокудина-Горского, который фотографировал только то, что казалось ему важным. А его вкусу мы можем доверять.
Доступ в руины открыт, мы спокойно попали внутрь. Особенно интересно было детям. При минимальной внимательности никаких угроз нет.
Пункт 10. Руины Старопокровской церкви, на территории, в прошлом бывшей частью женского монастыря.
Каркас здания в неплохой сохранности, в куполе сохранились росписи, доступ внутрь не ограничен. В принципе, можно сделать пару снимков и идти дальше, но именно тут я расскажу о человеке, который не просто был донатором этого и нескольких других храмов в Верхотурье и нашей области, но по сути открыл для промышленной России северную часть Свердловской области. Максим Михайлович Походяшин, человек-легенда, имя которого пока не вышло в масс-культуру, но более чем достойно этого. Старопокровская церковь построена в 1744 г., это первый храм, построенный на деньги богатеющего тогда купца и винного откупщика Походяшина. И так растроган был Максим Михайлович благодарностью монашек и жителей города, что пообещал прилюдно построить еще церкви. Что и выполнил – создав в нашей истории явление «походяшинские храмы», и наш
Пункт 11. Руины Иоанно-Предтеченской церкви - один из них.
Строился храм в 1754-1768 гг. Сейчас сложно представить, что этот храм украшал город более 150 лет. Только специалисты увидят здесь намеки на великолепный образец уральского барокко: структура, остатки декора на фасадах, следы росписей в интерьере отсылают к лучшим храмам Соликамска и Далматово. Как выглядел храм до 1917 г., можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского.
Можно представить по проекту реконструкции 2012 г.
А можно посмотреть на восстановленные храмы в Североуральске и Карпинске, которые строили те же артели по одному проекту по заказу Походяшина. Именно благодаря Максиму Михайловичу появились в XVIII в. населенные пункты, которые позже станут Североуральском, Карпинском; Новолялинский и Краснотуринский районы.
Начал Максим Михайлович с винных откупов, а к 1780-м гг. его заводы обеспечивали более трети российской меди. От души или в качестве индульгенции строил купец-заводчик церкви, мы не знаем, но уверяю вас, изучать их стилистику и историю – дело увлекательное, как и биография Походяшина. Кстати, дети не продолжили дело отца. Один из его сыновей, Григорий, известен как крупнейший жертвователь на прожекты Николая Новикова, просветителя, масона и общественного деятеля.
Кроме связи с Максимом Походшиным, история женского монастыря известна именами Марии Хлопотовой (ссыльной невесты Михаила Федоровича Романова, она содержалась тут в 1619-1621 гг.), и княжны Анны Долгорукой (она находилась тут также в ссылке в 1740-1742 гг.). Вообще тему ссыльных невест тут любят, и в музее есть отдельный стенд - реконструкция с плачущей красавицей.
Время близится к вечеру, а мы еще планируем посетить территорию мужского монастыря. Интерес чисто архитектурный – на его территории находятся несколько храмов, фото которых более чем достойны оказаться в архиве путешественников.
Вообще Николаевский мужской монастырь – самый первый монастырь на нашей территории, основан аж в 1604 г., через 6 лет после появления тут города. Именно отсюда началась православная экспансия на Урал, что и позволило, вкупе с обретением святых мощей Симеона, уже в конце века XX объявить Верхотурье религиозным центром.
Пункт 12. Крестовоздвиженский собор, строился в 1905 – 1913 гг. к приезду царской семьи, но венценосец Николай II не доехал до Верхотурья.
В запустении собор не оставался, так как поток паломников к мощам Симеона достигал 100 тыс. человек в год. Интересен храм не только своей архитектурой в византийском стиле, но и своими размерами - это третий по размеру храм в России – после Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Питере. Интересен автор проекта - Александр Бонавентурович Турчевич, для которого архитектура была средством заработка, кстати, он был владельцем первого на Урале частного строительно-технического бюро. А хобби у Александра Бонавентруровича была занятное – он был довольно известным актером и антрепренером (продюсером, по-нашему), держал антрепризу в Екатеринбурге и Перми.
Пункт 13 и 14 - Преображенская церковь (заложена в 1821 г.) и Никольский храм – памятник (современный новострой на месте старого Никольского храма), описаны в интернетах мнократно, сейчас не будем тратить время уважаемого читателя и сами поедем отдыхать, так как время уже позднее и нас ждет ночевка на базе.
Пункт 15. База Актай. Находится за поселком Вокзальный, от центра Верхотурья на машине максимум 15 минут.
По рекомендации директора Верхотурского музея-заповедника мы заранее забронировали места именно на этой базе, так как требования были достаточно просты: минимальный бюджет, возможность столоваться и нахождение на природе. Актай описанному соответствует полностью! Если хотите за малые деньги окунуться в атмосферу хорошего пионерлагеря советского времени – вам сюда. Комнаты на двоих, на четверых и совсем уже коллективные. Свежее белье. Вполне комфортные удобства, включая душ (на этаже). Питание на выбор – постное или обычное, дешево и вкусно! Комната-гостиная, куда мы уместились вместе с детьми и настольными играми. Полный комфорт для дружеской вечеринки, и единственное, о чем мы жалели – что не взяли с собой гитары. Да, если ваши принципы разрешают прием алкоголя и другие вольности – запасаться нужно или в Екатеринбурге, или успевать делать покупки в сетевом магазине в Верхотурье. С магазинами тут все плохо.
Зато окрестности хороши :)
На базе мы поужинали, переночевали, позавтракали, прогулялись по окрестностям (каждый первый встречный пытался отправить нас в купель со святой водой) и поехали продолжать наш трип, уже в Верхотурский район. Для любопытных – сайт базы http://do-aktay.ucoz.ru/.
На этом я заканчиваю вторую часть своего повествования, в третьей части мы побываем в Меркушино и еще нескольких деревнях Верхотурского района. Продолжение следует!
Спасибо за лайк и не стесняемся подписываться на канал АРХЛИКБЕЗ – светский рассказ о православных храмах.