...не читает тематические книги и профессионально не растет?
Не спешите его винить. Люди в массе своей - ужасные конформисты. Они будут делать то, что принято вокруг. И подгонять под это свою оценку действительности.
Впервые я задумался об этом в Риме. Там была церковь Santa Maria del Minevra. Задумайтесь: «святая Мария на Миневре». Что это значит? Значит, снесли храм Миневры, поставили на его месте церковь и люди продолжили ходить на старое место в новую церковь потому что «тут так принято». Собственное мнение? Убежденность? Они в принципе не свойственны людям.
Так вот, если человек боится клиентов и начальника, пытается «сидеть и не высовываться», берется только за задачи, с которыми легко справиться, постоянно выгораживает себя, не проявляет никакой инициативы, значит именно такая корпоративная культура была на его прежнем месте работы. Они привык, что так надо, что так у него будет меньше стресса и меньше проблем на работе.
Вероятно, «слишком умный» в той компании было скорее ругательством, чем комплиментом.
Это называется «корпоративная культура». Вернее, ее отсутствие. Если вы построили у себя правильную корпоративную культуру, то сотрудники будут «раскрываться», развиваться и совместно работать на общую цель (в данном случае - сдачу проекта).
Как сделать общую цель личной?
Довольно просто - привязать бонусы ключевых участников процесса к этой общей цели.
Как отучить сотрудников выгораживать себя и валить проблемы на других?
Нужно осуждать не создание проблемы, а попытки ее спрятать. Если встретил проблему, докладываешь о ней руководителю, вместе находите причины и решение не только этой проблемы, но и в целом любых однотипных проблем. Внедряете его в жизнь. Это может быть: корректировка инструкции, бизнес-процесса, создание нового чек-листа, изменения в ТЗ, в договоре, в тех. процессах.
Это тяжело.
Нужно сдержаться, не орать, не унижать, не штрафовать человека, создавшего проблему (как правило, несущую убыток бизнесу). А вместе с ним придумать решение этой проблемы, чтобы она не возникла повторно. И устранить последствия от уже возникшей.
Именно такую методику используют в авиации, что и сделало ее за 40 лет из самого опасного метода передвижения самым безопасным.
За последние годы несколько местных студий отказались от сложной разработки в пользу маркетинга и продвижения, решив, что это слишком «проблемная» область. А мы предпочли построить систему, в рамках которой эти проблемы решаются.
P.S. За прошедшие 5 месяцев мы наняли и перевоспитали 4 сотрудников. Сейчас в офисе 15 человек. Я напишу, если с ростом компании эта модель вдруг даст сбой и расскажу, как мы это решали.