6 апреля 2018 года США ввёл санкции против 26 россиян и 15 компаний из так называемого “кремлевского списка”. О последствиях новых ограничительных мер пойдёт речь в этой статье.
Обвал курсов
Реакции рынка ждать долго не пришлось. Уже в понедельник 9 апреля, организации, попавшие под санкции потеряли от 26 до 17 % своей стоимости. Больше всего пострадал небезызвестный Олег Дерипаска и его компания “Русал”, для которой рынок США давал 20% всех продаж, ставшая дешевле в 2 раза на Гонконгской бирже и на 25% на Московской, и чуть не объявившая технический дефолт. Всего миллиардер потерял около 1,3 млрд. долларов
Для бизнеса Дерипаски этот санкционный пакет самый болезненный - ведь по новым правилам американцы могут вводить ограничения против любых фирм, которые осуществляют крупные транзакции с организациями, попавшими под санкции. Для компаний олигарха (прибавьте к “Русалу” “Базовый элемент” и ГАЗ) это может означать потерю основных партнёров: Volkswagen, Glencore, Toyota и Rio Tinto Alcan.
Другой миллиардер - Виктор Вексельберг потерял около 1 млрд. долларов, а партнёр Дерипаски по “НорНикелю” Владимир Потанин, которого даже не включили в список - всё те же 1,3 млрд. долларов.
Всего за 9 апреля российская бизнес-элита потеряла 12 млрд. долларов.
Вместе с тем рубль подешевел по отношению к доллару и евро. Курс доллара преодолел отметку в 59 рублей, а евро - 74 рубля, что произошло впервые с августа 2016 года.
С миру по нитке
Правительство РФ сразу же чётко обозначило свою позицию: миллиардерам и компаниям, попавшим под санкции нужно помогать. Власти пока что не озвучили каким образом будет реализована поддержка, но если верить вице-премьеру Аркадию Дворковичу этот вопрос обсуждался ещё до введения новых ограничительных мер со стороны США.
Вот тут в памяти всплывает недавняя новость о повышении налогов. Напомним, что Правительство обсуждало увеличение ставки НДФЛ до 15% и НДС до 22%. Кроме того, идут разговоры о торговом сборе, который удивительно напоминает налог с продаж, и повышении НДПИ. Возможно это и есть то самое обсуждение, о котором говорил вице-премьер?
Логика подсказывает, что в условиях, когда исчерпаны все возможные резервы и разбита последняя копилка (в начале года Фонд национального благосостояния объединили с остатками Резервного фонда и начали использовать его средства) основная тяжесть поддержки ляжет на плечи населения: как простых граждан, так и бизнесменов. То есть налоги опять пойдут не туда, куда обещано, а в карманы бизнес элиты.
Наверное, им они действительно необходимы. А мы ещё поживём без дорог, больниц, школ и детских садов, подышим ядовитыми испарениями от несанкционированных свалок и погорим в непригодных для эксплуатации бизнес-центрах, которые принадлежат тем, кому пойдут наши налоги.