Автор: Антон Ширяев; Фото: Citroen
В жизни всё должно быть вовремя и к месту. У французов из PSA в нашей стране с этим туго. Пока самые прозорливые производители продавали и даже производили в России седаны С-сегмента, у Citroen в гамме были только хэтчбеки.
Когда после кризиса 2008 года цены выросли и покупатели переметнулись к седанам младшего B-класса с растянутой базой, французы только-только поставили на конвейер своего завода в Калуге парочку Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan. И машины закономерно провалились на рынке. Не лучше вышла ситуация и с парочкой 301/С-Elysee, которая вышла на рынок, когда B-сегмент был уже поделён, а россияне всё больше смотрели в сторону кроссоверов.
На этом фоне всё громче зазвучали разговоры о том, что оба бренда PSA вообще покинут Россию, а французская часть совместного с японцами калужского завода будет либо заморожена, либо закрыта. Но французы не сдаются и даже готовятся вывести на рынок плеяду новинок. Первой из них стал обновлённый C4 Sedan. Это вообще не во французском национальном характере. Заточённый на Эльбе Наполеон нашёл в себе силы вернуться на 100 дней и бросить ещё один вызов союзникам, а в годы Второй Мировой значительная часть населения Франции либо ушла в Сопротивление, либо воевала в составе армий Великобритании и СССР, либо вместе с генералом де Голем сражалась в Африке. Но что ждёт обновлённый седан: новое и уже окончательное поражение, как Наполеона, или великий триумф, как де Голя?
Смесь французского с хубэйским
Конечно, о вкусах не спорят, но на мой взгляд рестайлинг сделал C4 более азиатским. И это неудивительно, ведь для всей группы PSA, и для Citroen в особенности, именно китайский рынок становится всё более и более важным. И дело не только в том, что именно «Двойной шеврон» был одним из пионеров в Поднебесной ещё на заре реформ Дэна Сяопина в 1980-е годы, но и во владении промышленным гигантом Dongfeng 25% акций PSA. Поэтому нет ничего удивительного, что C4 Sedan сначала дебютировал в Китае и встал на конвейер в городе Хубэй, а уже потом добрался до России и Калуги. Можно долго спорить о том, стал ли компактный седан Citroen менее красивым или более, растерял ли парижский шарм или, напротив, приобрёл большую универсальность, но то, что его внешность привлекает внимание – факт неоспоримый.
Потерянный бюджетник
А вот где нет и намёка на Азию, так это в интерьере. Честно говоря, изменений тут вообще нет. Первоначальные слухи о новой мультимедиа-системе не подтвердились, вернее сами слухи оказались неверными – новая мультимедиа-система с приложениями CarPlay и MirrorLink у C4 Sedan действительно есть, вот только она появилась ещё полтора года назад на дореформенной машине. Но кое-какие новые опции калужский седан всё же получил: это система мониторинга слепых зон, камера заднего вида и парктроники спереди. За камеру и парктроники спасибо, а вот без системы мониторинга слепых зон можно прожить, потому как с такими здоровенными зеркалами заднего вида этих самых слепых зон просто не остаётся.
В остальном же это прежний C4 Sedan с большим диапазоном регулировки, невнятными креслами без должной боковой поддержки, с не самым удачным профилем спинки и огромным рулём. Тем не менее пусть и не сразу, но удобную посадку за рулём найти удаётся, правда, посадка эта весьма расслабленная с недоведённой до вертикального положения спинкой сиденья. Зато правая рука сама ложится на подпружиненный подлокотник, а левую так и хочется спустить по ободу руля пониже и... не торопиться.
Турбомонстр
Республика Татарстан уже давно занимает первые места по уровню доходов населения, развитию экономики, и инвестиционной привлекательности в России. Казань восхищает чистотой на улицах и блестящим историческим центром, республиканские деревни – аккуратными и крепкими домами, а дороги – обилием камер. Именно в Татарстане проходят обкатку все новые типы камер: контроль за выделенной полосой, за пересечением разметки, за средней скоростью, – татарстанцев уже ничем не удивишь. Поэтому по основным магистралям республики волей-неволей едешь не быстро. Впрочем, на C4 Sedan шустрить и не хочется, даже если под капотом флагманский турбированный 1.6 мощностью 150 л.с., который доступен исключительно с 6-ступенчатым автоматом Aisin.
Честно говоря, ездить на таком Citroen вообще не хочется. Назвать такую машину динамичной всё равно не получается, так как коробка слишком долго держит передачи и переключается невпопад. На волнах асфальта появляется раскачка, причём она мгновенно отражается на руле, который неприятно легчает – приходится подруливать. При этом подвеска старательно транслирует в салон дорожную мелочь, а на особо крупных ямах появляются пробои. Откровенно говоря, поведение флагманской машины шокировало – раньше за C4 Sedan таких неприятных эффектов замечено не было.
Провинциальный барин
К счастью, для Citroen на следующий день всё оказалось куда веселее, ведь возвращаться из Чебоксар в Казань предстояло на самом французском из всех калужских седанов – дизельном. Двигатель на тяжёлом топливе объёмом 1.6 литра и мощностью 114 л.с. давно знаком россиянам – он с самого начала устанавливался на Peugeot 408. И именно эту машину мы признали лучшим выбором при покупке данной модели в нашем хит-параде седанов С-сегмента за 1 250 000 руб. А ведь C4 Sedan лишён некоторых минусов своей сестры из стана «львов». У него куда привлекательнее дизайн экстерьера и интерьера, а также богаче оснащение.
Другое дело, что дизельные французы всё равно остаются нишевым продуктом, так как для таких седанов доступна только механика и механика не самая лучшая – 5-ступенчатая с большими ходами и нечёткими включениями, больше подходящая коммерческому фургону, чем семейному седану. Погодите, а где же «пятиступка»? Она осталась только у Peugeot, а на Citroen этот двигатель дебютирует в паре с куда более привлекательной 6-ступенчатой коробкой. И знаете, что я вам скажу? С такой парой двигатель-трансмиссия никакой автомат не нужен! Потому что дизель вывозит практически с холостого хода.
Забудьте про современные супердизели с узенькой полочкой момента – этот низкофорсированный двигатель относится к старой школе, когда мощности было мало, зато момент был с вами всегда. Кажется, что заглохнуть на этом Citroen невозможно – пару раз я нарочно бросал сцепление, и машина даже не дёргалась. То же самое и с необходимостью переключать передачи – она появляется очень редко. Влючаешь четвёртую в городе и забываешь о коробке – пусть и не быстро, но C4 разгонится. Ну а на трассе можно после третьей включить шестую и не париться, ведь Citroen даже в горку на шестой передаче с 80 км/ч на спидометре заезжает без напряжения сил.
Но всё было вполне ожидаемо, ведь PSA – один из законодателей мод в создании дизельных автомобилей. А вот что по-настоящему удивило, так это принципиально другое поведение шасси дизельного седана по сравнению с турбомашиной. Куда-то пропала раскачка, а с ней и необходимость подруливать в поворотах, куда лучше отрабатываются мелкие неровности. Если из-за руля 150-сильного C4 Sedan хотелось побыстрее вылезти, то дизельный автомобиль так и подбивал поехать подальше. На провинциальных дорожках лучшего автомобиля не пожелаешь! Впрочем, если вам не жить без автомата, у C4 Sedan есть, что предложить.
AL4, давай до свиданья!
Ещё одна новинка, которую вполне можно назвать революционной, скрывается под капотом самой популярной версии с бензиновым «атмосферником» объёмом 1.6 литра. Это 6-ступенчатый автомат Aisin, как на турбоседане, вместо ставшей притчей во языцех «четырёхступки» AL4. Тупая, излишне адаптивная и откровенно ненадёжная трансмиссия ушла в историю, и одно это делает покупку обновлённого Citroen куда более привлекательным действом. Но на этом радости и заканчиваются, потому что проколы у атмосферной машины ровно такие же, как и у турбированной: раскачка, пробои, пустеющий в поворотах руль. Только всё это усугубляется недостатком тяги двигателя и неспособностью коробки хоть как-то это компенсировать.
Нажимаешь правую педаль, а в ответ тишина. Пока электронные мозги осмыслят сигнал от педали, пока коробка скинет пару передач - пройдёт время, а когда, наконец-то, двигатель подберётся к оборотам максимальной мощности... может, лучше и не обгонять? Частично спасают спортивный режим, в котором коробка переключается при больших оборотах, и ручной. Но в любом случае обгоны нужно просчитывать заранее, разгоняться ещё в своей полосе и помнить, что управляешь не слишком динамичной машиной. Не подумайте, что бензиновые C4 Sedan так уж беспомощны, – у них много преимуществ перед конкурентами.
У них нет заунывного плача моторов, работающих в паре с вариатором, как у Toyota Corolla и Nissan Sentra. Плавность хода всё ещё выше, чем у корейских и немецких автомобилей, а на относительно ровной дороге нет никаких претензий и к рулевому управлению. И если бы не дизельный седан, я бы даже порекомендовал 116-сильный Citroen спокойным водителям. Но, братцы, дизельный «француз» – это как «Вдова Клико». В том смысле, что попробовав раз, уже не хочется возвращаться к «Советскому шампанскому».
Поэтому, если у вас нет стопроцентной потребности в автомате - смело идите к дилеру Citroen за дизельным седаном. А если есть, то всё равно подумайте. Впрочем, я немного поторопился, ведь цен пока нет, а именно они в конечном счёте определят привлекательность обновлённого седана. Пока есть только базовый ценник в 899 000 руб., что меньше, чем раньше. В середине октября российский офис PSA опубликует полный прайс-лист, и если C4 Sedan не окажется дороже конкурентов, то дизельный автомобиль однозначно станет моим фаворитом среди механических седанов С-сегмента, а атмосферный, как минимум, попадёт в топ-3 среди машин сопоставимой мощности.