Как помочь ребёнку преодолеть страх перед больницей.
В Россию, наконец, пришла всемирно известная методика адаптации детей в больнице. Она называется Child Life – в переводе с английского — детская жизнь, была придумана в США для психологической поддержки детей, которым предстоит долгое и сложное лечение, и их родителей
Пока в нашей стране, к сожалению, ни в одной клинике не работают по протоколам Child Life. Но самые передовые больницы уже во всю изучают эту технологию.
На днях клинический психолог Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачёва Екатерина Стефаненко, которая училась в американском университете Santa Barbara на курсе Child Life, встречалась с психологами, медсестрами и волонтерами клиники и рассказывала им о том, как правильно готовить детей к лечению, помогать преодолевать страх перед докторами и медицинскими процедурами. Как сделать так, чтобы в процессе лечения ребенок не терял самое главное, что помогает бороться с болезнью: детское бесстрашие.
Мы сделали для вас короткий конспект выступления Екатерины Стефаненко.
Когда ребенок впервые попадает в больницу, главная эмоция, которую он испытывает – это страх: новые люди, незнакомая обстановка, напряженные лица родителей. Все это пугает и приводит к ощущению потери контроля над своей жизнью. Да, именно это и чувствует ребенок, даже не умея как следует сформулировать.
Самое главное, что можно и нужно сделать в этот момент: превратить больничную среду в максимально комфортную, безопасную и предсказуемую. Для этого рядом с ребенком и его родителями постоянно должен находиться кто-то, кто мог бы объяснять суть предстоящих манипуляций и их последовательность.
Самый естественный способ существования ребенка – это игра. Поэтому главная, согласно методике Child Life, задача – превратить больничный опыт маленького пациента в игру. Играть в больнице не менее важно, чем лечиться: именно в игре ребенок может выразить одолевающие его страхи и снять напряжение; игра отвлекает от неприятных событий и чувствительных процедур, игра позволяет отработать методы контроля над ситуацией, которые пригодятся для долгого пребывания в больнице.
По правилам, специалисты Child Life должны оказаться рядом с ребенком и его родителями в первый же момент появления в больнице, быть рядом на всех этапах жизни семьи в медицинском учреждении. Их задача состоит в том, чтобы превратить все происходящее в игру одного из трех типов:
Медицинская игра. Помогает лучше понять, как устроена жизнь в больнице, чем занимаются медсестры и врачи, что предстоит выполнять и испытывать самому пациенту.
Терапевтическая игра. Мягко готовит к трудностям, которые могут возникнуть во время лечения, подсказывает способы их преодоления, объясняет происходящее.
Драматическая игра. Работает с чувствами ребенка. Очень часто в такой игре принимает участие игрушка, которая первой проходит все назначенные пациенту процедуры и медицинские испытания. Во время игры ребенку проще понять, какие манимуляции ему предстоят, что, возможно, он будет чувствовать, как долго это будет длиться, какой ожидается результат.
Вообще, по словам Екатерины Стефаненко, маленьким пациентам едва ли не больше, чем взрослым (но уж точно не меньше) важно знать, что и как с ними будет происходить.
Поэтому Child Life рекомендует информировать о ходе лечения даже тех, кому исполнилось всего лишь 2-3 года. Способ рассказа о том, что ребенка ждет может быть выбран произвольно. Чаще всего подходит тот, что позволяет малышу оказаться внутри захватывающей истории, квеста или сказки. Тогда предложение: «Давай я расскажу тебе, что будет дальше» перестанет быть пугающим.
Бывают дети, которым достаточно визуальных и тактильных ощущений. Тогда можно обойтись и без подробного рассказа.. В предшествующей манипуляции игре могут быть использованы все те средства, которые потом окажутся в руках у медсестер и врачей: бинты, вата, пластырь, катетер, проводок и так далее. Неопределенность или прошлый негативный медицинский опыт пугает ребенка. Детям важна предсказуемость будущего.
Для многих детей оказывается очень важным контролировать ситуацию. Один из способов помочь в этом — предоставить возможность выбора: с кем идти на процедуру (мамой, братом, игрушкой или в одиночестве), какого цвета пластырь наклеить, какие мультики смотреть.
Если малыш будет заранее знать, в какой момент ему может стать некомфортно, как долго это продлится и когда кончится, процедура пройдет легче. Именно поэтому специалисты Child Life рекомендуют предлагать детям перед процедурой посмотреть фотоальбом с фотографиями манипуляции, подобной той, что предстоит. Или сходить в процедурную (операционную) на экскурсию, чтобы увидеть все собственными глазами. Во время процедуры не стоит отворачивать ребенка или закрывать ему глаза: у него должна быть возможность внимательно следить за действиями медсестры или врача и даже помогать им. Если ребенку такой способ взаимодействия покажется некомфортным, он сам отвернется и отвлечется на игру, предпочтя ее контролю.
Если болеет ребенок, то «болеет» вся семья. Это – непреложное правило. По данным ВОЗ, в болезнь ребенка так или иначе вовлечено не менее 15 человек: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, дальние родственники, друзья и одноклассники. Обычно специалисты Child Life работают не только с ребенком, но и с теми, кто рядом, кто его любит и за него беспокоится. Уверенные в себе взрослые – одна из базовых вещей, которые необходимы для успешной адаптации маленького пациента к новым для него больничным условиям.
И, наконец, равный-равному: в больнице дети должны общаться с другими детьми. Исследования Child Life показывают, что в группе ребенок чувствует себя сильнее. Дети-пациенты охотно делятся друг с другом знаниями, переживаниями и опытом того, как им удалось совладать с трудностями. Такие рассказы повышают самооценку рассказчика и воодушевляют тех, кому только предстоит пройти испытание: пообщавшись с прошедшим через «это» сверстником, ребенок уже точно знает, что с «этим» можно справиться и имеет набор спасительных для себя инструментов.