Первая Мировая война стала местом применения совершенно новых типов вооружений. В первую очередь это танки и самолеты. Конструкторскую мысль всегда занимали проекты гибридов этих видов вооружения.
В Советском Союзе разрабатывался проект самолета-подводной лодки. Правда, дело не дошло даже до опытного образца. А вот в создании летающего танка дело продвинулось гораздо дальше.
Идея американского конструктора
Вообще, идея соединить танк с самолетом возникла и оформилась в проект у американского конструктора Кристи. На пятитонную машину он решил надеть бипланную коробку с хвостовым оперением.
Схема с двойным крылом уменьшала нагрузку и делала размер крыла меньше, чем у моноплана. Колеса помогали развить скорость на полосе более 120 километров, что позволяло конструкции взлететь. Управление осуществлялось из башни. После приземления летная часть конструкции сбрасывалась, и пилот превращался в водителя танка.
Советский проект «крылатого танка»
В СССР к идее проектирования гибрида танка и самолета был привлечен авиаконструктор Олег Антонов, будущий разработчик самолетов военно-транспортной авиации.
Заказ на проектирование был получен от наркомата авиапрома. Речь шла о создании аппарата, способного доставить бронетехнику окруженным частям Красной Армии или партизанским соединениям.
В конце 1941 года проект был разработан. Он назывался «КТ» — крылья танка.
Суть идеи состояла в возможности взлета легкого танка, закрепленного на тяжелом бомбардировщике, с последующим отцеплением, самостоятельным планированием и приземлением.
В качестве носителя планировалось использование бомбардировщика ТБ-3, в качестве танка-планера — легкий танк Т-60. Аэродинамические параметры поддерживала биплановая коробка и хвостовое оперение. Сам танк был гондолой. Управление осуществлялось из корпуса танка.
После приземления вся аэродинамическая конструкция сбрасывалась, и планер становился полноценной боевой машиной.
Полет — первый и последний
Летные испытания начали летом 1942 года. Сначала разгоняли модель, пытаясь достигнуть скорости подъема в 116 км/час, затем совершили несколько полетов на небольшой высоте. Использовалась облегченная модель танка для проверки систем управления.
Во время первого полета самолет-носитель, пилотируемый конструктором Еремеевым, смог поднять танк на высоту 40 метров. Попытка набрать высоту за счет увеличения скорости привела к повышению температуры в системе охлаждения двигателей — аэропоезд стал терять высоту.
Планер пришлось отцепить от носителя ранее намеченного срока. Опытный пилот планера-танка Анохин все же сумел посадить аппарат на одном из подмосковных аэродромов.
Далее произошла достаточно комичная история. Пилот не сбросил крылья и поехал к зданию аэропорта. Никто из обслуживающего персонала не был предупрежден и никогда не видел подобных машин. На аппарат нацелили зенитные орудия местной ПВО. К счастью, все обошлось.
В акте полетных испытаний указывалось, что в целом задача создания «крылатого танка» решена. Необходимы определенные доработки в части аэродинамики и управления, которые могут быть в короткое время осуществлены. Идея летающего танка технически возможна и целесообразна.
Но вот именно в целесообразности дальнейших испытаний летающего танка и усомнились. В конце 1942 года необходимости в таком вооружении уже не было, не хватало и тяжелых самолетов для буксировки машины. Так или иначе, проект закрыли и больше к нему не возвращались.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!