Нынешняя зима была, какой-то "безволчьей". Года два назад услышать тоскливый вой было не в диковинку. А нынче тишина. Муж объяснил просто - в тайге жратвы хватает.
И расшифровал, с тех пор как ввели полный запрет на отстрел косули(а это уже года четыре как), им еды хватает, и нужды бродить вокруг деревни нет. Плюс еще зима снежная, а значит и добыть еду легко. И ехидно так поинтересовался:
-А что соскучилась? Или Ванькиного волка вспомнила
Ванькин волк - это история из юности, теперь уже далекой и туманной. Мы тогда только приехали в деревню. И в порыве гордости и любви, или, может, деревенские обычаи того требовали, но муж планомерно знакомил меня со всеми друзьями-родственниками. В том числе и с Иваном. Первое, что увидела в просторном дворе - вольер и собаку - высокую, широколобую и широкогрудую.
-Ой, какой красивый пес! - вырвалось.
Мужики дружно загоготали. Не поняла причины их хохота:
-Это лайка? Овчарка? Маламут?
Я перечисляла все известные породы, более или менее подходящие под внешний вид "собаки". И мне до чертиков захотелось сунуть руку в вольер и погладить пса. К тому же собака агрессии не проявляла, не лаяла, не кидалась на сетку вольера, даже не рычала. Муж успел перехватить мою наивную руку за секунду до того, как я осуществила замысел
-Дура-а-а-а! - осадил мой пыл вопль из двух глоток. - Это волк.
И вот тогда я поняла, откуда в этом звере это ощущение породистости. В нем была независимость. А это качество свойственно только очень породистым людям и животным.
Я слышала историю волка раз пятнадцать, но к чести Ивана детали её оставались неизменными.И потому, как запомнила, передаю вам.
Ванька притащил домой волчонка в качестве "компенсации" за жеребенка-годовика. Гибель жеребенка Иван наблюдал воочию, выпустил коней зимой на прорубь, а те подались копытить некось по полянам. Рабочие, таежные лошадки не чета чистопородным верховым и рысистым, они и зимой умудряются пропитание добыть. Забавно наблюдать - зарастут густой шерстью до самых ушей и бродят по таежным полянам. Иногда морда в куржаке, но домой не идут, конь - не корова, его полное вымя не гонит.
Вот и Ванькины бродили, а когда спохватился, и пошел по следам на поиски , успел увидеть, как отрезав от табунка жеребенка, волчья стая гонит его по снегу.
-Волчица впереди, главное, обычно - матерый, а тут нет - волчица. И сразу в горло, много ли годовалику надо? - Иван вздыхал в этом месте рассказа и курил. - Я тогда без ружья был. Даже не сунулся. И с ружьем бы один зимой на стаю не сунулся. Я, эту суку, летом нашел.Выползла со щенятами, греется. Ну тогда у меня ружье было. Шкура ни к черту, летняя. Волчат перебил, а одного припер.
Волка звали незамысловато - Серый. И до года он не особо отличался от собак, даже рос среди них. Но потом, что-то пошло не так. Серый загрыз хозяйскую лайку. И стал покусывать остальных. Попытка посадить его на цепь ничего не дала, он умудрялся снимать ошейник, выкручиваясь из него, как опытный фокусник. Иван соорудил вольер. Серый, подрыл целый тоннель и опять потрепал собак. Иван залили пол цементом. Тогда Серый стал скалиться на всех, кроме Ивана. И почему-то особенно невзлюбил сыновей. Естественно жена стала настаивать, чтоб Иван убирал куда-то волка. Свое дитя дороже таежного приблудыша
Однако три года Серый все же прожил у Ивана. Однажды он сбежал, прорвав сетку вольера. Иван вздохнул с облегчением, но проплутав неделю, Серый сам себя водворил на место заключения. И вот теперь что-то надо было с ним решать. Дальше держать зверя становилось небезопасно. "Или работать или бабу с детьми от волка охранять" - резюмировал Иван.
-Давай возьмем его себе? - попросила мужа.
А надо сказать, что находясь в "медовом" состоянии, он крайне редко мне в чем-то отказывал. Но тут отказался наотрез. Мол и собаку в таком возрасте опасно у хозяина забирать - твоей уже не будет. А уж волка-то... И он не хочет увидеть меня с порванным горлом. Иван слова мужа подтвердил, заметив, что если б он один был, так еще может и держал бы Серого, а так если волка не возьмет зоопарк, то придется пристрелить. Хотя жалко, привязался уже.
Зоопарк не взял. Он тогда и своих-то зверей не знал чем кормить. А уж лесных подкидышей подбирать... И участь Серого была решена.
Жесткие отношения, но понять мужика-крестьянина можно. Волки - тот еще бич наших скотовладельцев. Но стоит сказать, что домашнюю скотину резали волки в голодные годы, когда тайга стояла пустой, да и в саму деревню волки не заходили никогда, в отличии от медведя. Не помню случая, чтоб волк напал на человека, вломившись на его территорию. И в общем не помню, чтоб от волчьих зубов кто-то из людей пострадал. Хотя случалось слышать, историю о том, как уходили от волчьей стаи на коне.
Единственное в чем никак нельзя Ивана оправдать, так зачем вообще забирал волчонка? Жалость, да нет. Остальных-то собратьев не пожалел. Вывести полукровку? Тоже вряд ли, хотя эта мечта - получить смесь собаки и волка - у охотников есть. Наверное, кому-то это удавалось. Как легенду рассказывают охотнички о таком вот волкопсе, мол чутье и силы, как у волка, и может сохатого по тайге чуть ли не день гнать, и не устанет. При этом, как собака, не дичится, и подчиняется человеку.
Да, легенды есть, но в живую видеть продукт домашней селекции не приходилось.
Так зачем? Просто какой-то бессмысленный поступок, прихоть...принести домой, чтоб три года продержать и пристрелить.
Дикому зверю - место в тайге. Это, если хотите закон естественной гармонии таежного быта. Есть тайга и есть деревня. Два таких близких, но таких разных мира. В деревне случалось, что кто-то приносил домой - медвежонка, козленка, маралёнка... Приносили всегда громко, вся деревня была в курсе и прибегала посмотреть. И животные росли во дворах на радость местной публике. А потом...тихо исчезало. Вырванное из дикой природы животное, росло, становясь ручным и отпускать его в тайгу не имело смысла, оно возвращалось туда, где привыкло получать еду. Их отгоняли, а они опять приходили. Куда исчезали потом? Или гибли так и не освоившись в природе, или становились пищей для тех, у кого рука не дрогнет пристрелить, практически, одомашненное животное.
И даже старики вспоминая о том, как в детстве у них жил дикий козленок, мараленок, медвежонок никак не могли ответить на вопрос, а куда он делся после?
Просто исчез тихо и незаметно. Как исчез со двора Ивана Серый...