Найти тему
Шахматы с Капабланкой

Простые маты. Мат ладьёй

Шахматы » Эндшпиль / Азы » Эндшпиль » Маты

В этом положении сила ладьи проявляется на первом же ходу Ла1-а7 < Ra7>, сразу же ограничивающем свободу передвижений чёрного короля последним горизонтальным рядом, после чего мат достигается легко. -Капабланка, "Учебник шахматной игры"

После указанного Капабланкой хода возникает следующая позиция:

Точками показаны поля, которые бьются ладьёй, на которые король чёрных не может ступить, и он оказывается ограничен в передвижении последней горизонталью. Ладью теперь трогать не нужно, нужно подводить короля
Точками показаны поля, которые бьются ладьёй, на которые король чёрных не может ступить, и он оказывается ограничен в передвижении последней горизонталью. Ладью теперь трогать не нужно, нужно подводить короля

И здесь я остановлю ваше внимание, ибо это принципиальный момент, обратив на который внимание, я ещё раз покажу почему шахматы следует изучать именно по учебнику Капабланки, а не по каким-то иным урокам от "продвинутых шахматистов с высоким коэффициентом", надеюсь убедить перворазрядников пройти курсы у Капабланки, начиная с таких очевидных даже для только что научившегося играть, вещей как мат ладьёй одинокому королю.

Дело здесь вот в чём: в позиции, поставленной Капабланкой, робот уверенно играет ладьёй не на a7, а ставит её на g1:

-3

Мат достигается даже быстрей на один ход, чем в варианте, показанном Капабланкой. Так в чём же здесь дело? А дело в том, что Капабланка показывает, в первую очередь, наиболее общие принципы взаимодействия фигур. В случае же с ходом ладьи на g1 показывается частный случай, который тоже стоит рассмотреть, но уже после того, как понят и усвоен более общий, более универсальный вид взаимодействия фигур.

По ходу разыгрывания предложенного варианта Капабланка даёт ряд универсальных установок, о которых повода поговорить не может быть в случае хода ладьёй на g1.

Разыграть позицию интерактивно

И так, после предложенного Капабланкой хода ладьёй на a7 и единственно возможного ответа чёрных королём на g8, возникает следующая позиция:

-4

Рассмотреть позицию с интерактивным анализом

Чтобы создать положение, в котором может быть вынужден мат, необходимы соединенные действия короля и ладьи. Начинающий должен пользоваться
Капабланка. Учебник шахматной игры
Капабланка. Учебник шахматной игры

Далее следует:

1. Kg2 Kf8 2. Kf3 Ke8 3. Ke4 Kd8 4. Kd5 Kc8 5. Kd6

Позиция после хода чёрных королём на c8
Позиция после хода чёрных королём на c8

Здесь, Капабланка обращает внимани,е должно быть 5. Kd6, но не 5. Kc6 так как, чёрные пошли бы на d8 и отправились бы в другую сторону, что затянуло бы игру

И так, создалась следующая позиция:

-7

Если теперь чёрные пойдут королём на d8, то белые сразу же дадут мат ладьёй на a8

Теперь же следует:

7... Kb8 8. Kb6 Ka8 9. Rc8#

На пятом ходу, чёрные могли пойти не на c8, как в рассмотренном варианте, а на e8:

-8

И, руководствуясь общим правилом, белые продолжали бы 5. Kd6

-9

И далее белй король двигался бы за чёрным параллельным курсом, отставая на одну вертикаль, до тех пор, покуда у чёрных не останется иного хода, кроме как встать по вертикали напротив белого короля, после чего белые дают мат тем же ходом ладьи на a8

[FEN "8/8/8/4k3/8/8/8/4K2R w - -"]
[FEN "8/8/8/4k3/8/8/8/4K2R w - -"]
Поскольку черный король находится в центре доски, лучше всего приблизить своего короля, действуя следующим образом:

1. Ke2 Kd5 2. Ke3

-11
Ввиду того, что ладья еще не вошла в игру, лучше всего провести своего короля прямо в центр доски, но ставя его не напротив, а сбоку от неприятельского короля. Если бы черные теперь сыграли на e5, то ладья бы отогнала его на один ряд шахом с поля h5.
Белые действуют ограничивая неприятельского короля, возможно меньшим числом полей.
Итак, основная игра может продолжаться следующим образом.

2... Kc4 3. Rh5 Kc3 4. Rh4 Kc2 5. Rc4+ Kb3 6. Kd3 Kb2 7. Rb4+ Ka3 8. Kc3 Ka2

-12
Учащемуся следует обратить внимание на то, что белый король приближается к ладье не только для того, чтобы защитить ее, но также и для того, чтобы ограничить подвижность неприятельского короля. Теперь белые дают мат в три хода:

9. Ra4+ Kb1 10. Ra5 Kc1 11. Ra1#

-13

Просмотреть вариант на интерактивной доске

О силе короля

Шахматисты, в той или иной мере, оценивают ценность фигур. Обычно оценке не подвергается король - его ценность абсолютна, ни за какую фигуру, или даже за все короля не меняют, гибель короля - проигрыш партии.

Но ценность фигур оценивается из их СИЛЫ, т.е. тех возможностей, которые проистекают из данных правилами игры той или иной фигуре. Так вот, по силе король приблизительно равен ладье. И, если ему ничто не угрожает, а такое время приходит с началом эндшпиля, король даже может сделать то, что не может ладья.

Вот пример, где король форсированно загоняет своего визави совершенно самостоятельно, ладья делает лишь только последний матующий ход. Король бы и сам мог это сделать, но правилами не позволяется.

-14

1. Kc5 Kb3 2. Kb5 Ka2 3. Ka4 Kb2 4. Kb4 Ka2 5. Kc3 Ka1 6. Kc2 Ka2 7. Ra7# {

-15

Ладья сделала всего один ход. Мат. Просмотреть метод на интерактивной доске

Упражнения

Капабланка говорит, что изучив предлагаемые им окончания и овладев ими, учащийся должен пытаться сам создавать подобные положения, а затем и анализировать их по изученным им принципам. Такие упражнения быстро усилят его игру.

Несмотря на однообразие подобных упражнений, начинающему следует посвятить им некоторое время и хорошо поупражняться, так как это поможет ему быстрее привыкнуть к свойствам фигур.

Упражнение 1

Разыграть последнюю рассмотренную позицию на интерактивной доске

Упражнение 2

-16

Мат в два хода. Воспользоваться интерактивной доской

Упражнение 3

-17

Мат в два хода. Воспользоваться интерактивной доской

Упражнение 4

-18

Белые выигрывают. Довести игру до мата. Воспользоваться интерактивной доской

После того, как обучающийся разыграет предложенные упражнения, а так же поставленные самостоятельно, можно попытаться решить следующий этюд, известный, как говорят уже 700 лет:

-19

Белые выигрывают. Воспользоваться интерактивной доской.

Постараться найти решение не передвигая фигур. Если решение найти не удается, поставьте еще несколько позиций, аналогичных приведённым в упражнени 3 и упражнении 4

Как использовать интерактивную доску описано здесь

Шахматы » Эндшпиль / Азы » Эндшпиль » Маты