В Кыргызстане отмечают восьмую годовщину апрельской революции, которая грянула неожиданно и, казалось, смела все на своем пути. Это сейчас, 7 апреля стало принято считать праздничным днем, ведь именно сегодня восемь лет день пал семейно-клановый режим, а на его смену пришел новый лидер страны. Однако для доблестных людей в белых халатах эта дата навсегда останется в памяти, как одно из самих жутких и кровавых событий.
Редакция Sprut.kg представляет читателям воспоминания заместителя главного врача скорой медицинской помощи Болота Абдылдаева о трагических событиях 2010 года:
Ничего не предвещало…
– Принято считать, что, если рассказывать больше о тех страшных днях, то такого больше не повторится. Но для меня вспоминать все произошедшее тогда тяжело, я был там и все видел.
В тот момент оказывается совсем не было чувства страха, мы выполняли свой долг – спасали людей. Но по истечении нескольких лет я понял, что мы тоже рисковали жизнью. Думаю: «А вдруг шальная пуля, а у меня дети, семья?».
Я кричал по рации, чтобы медики не подходили к толпе, а заняли позиции где-то на периферии, но некоторые ослушались и побежали прямо под пули. Фельдшер получила ранение.
Один на один с митингующими
Согласно положению, карета «скорой» должна стоять не менее, чем в трехстах метрах от происходящего ЧП. Мы же не лезем в огонь, когда приезжаем на пожар. Пострадавших должны выносить спасатели и милиционеры. Но в тот момент мы оказались один на один с митингующими.
6 апреля по радио начали передавать, что в Таласе наблюдается неспокойная ситуация. Но в Бишкеке, кроме некоторых слухов о предстоящем митинге, было довольно тихо. Самый первый вызов был к зданию «Форума» на улице Шабдан Баатыра. Бригада начала передавать, что толпа людей избивает солдат. Первых пострадавших забирали именно оттуда. Потом передали, что люди направились к Белому дому. Мы отправили свободные бригады к площади, предупредив, чтобы держались в сторонке от происходящего, чтобы «не зацепило».
Первый пострадавший поступил к нам с ранением ноги. Ранение – слишком мягко сказано, ему оторвало ногу при взрыве машины. Немного позже под лестницей нашей станции уже лежало несколько трупов. Много больных поступали в спецбольницу на Киевской – Логвиненко, потому что к ним было везти ближе всего. Я немедленно скомандовал всем свободным бригадам отправляться на площадь. И уже с площади начали увозить всех пострадавших. Откровенно говоря, раненых было настолько много, что приходилось увозить за раз по три-четыре человека.
Потом передали, что по Жибек Жолу возле милицейского участка взорвалась шумовая граната. Пострадавших было много. Как только их погрузили и отправили в больницу, сообщили, что толпа направляется к зданию ГКНБ. Мы спустились по Жибек Жолу, доехали до Логвиненко и услышали взрыв. Взорвалась «Нива». Я скомандовал водителю остановиться, чтобы разведать обстановку. К счастью, обошлось без жертв.
Привозили даже в роддома
Только фельдшеры бригады скорой помощи в тот день спасли порядка 50 человек. Остальных отправляли в Национальный госпиталь, в Национальный хирургический центр, Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии и т.д.
Подключили даже столичную третью детскую больницу. Раненых было больше тысячи, госпитализированы половина из них. Мест в больницах, естественно, не хватало.
Минздрав дал поручение готовить родильные дома.
На передовой
За весь тот кошмарный день я один выпил в общей сложности пять или шесть флаконов валерьянки. К вечеру 7 апреля все стихло. Пострадавших лечили, умерших увозили в морг. Начало смеркаться и поступили новые вызовы: «Мародёры!». Началась вторая волна.
Почти у всех – колото-резанные ранения, видать на стекла витрин нарвались. Подъезжаем, а там все пьяные. А вот здесь (показывает на ТЦ «Бета Сторес») что творилось. Люди выносили все: начиная от собачьего корма заканчивая бытовой техникой.
Отдельного упоминания стоят зеваки, которые пришли «просто посмотреть» и отхватили пулю. Был у меня один пациент, который получил сквозное ранение в плечо. Было видно, что стреляли сверху, потому что пуля вошла в плечо, а вышла в районе лопатки. Знаете, сколько ему было лет? 15. Я спросил, что он там делал. «Хотел посмотреть», – ответил пацан.
А вот еще. Забирали женщину с главной площади, так она всю дорогу причитала и винила саму себя, что пришла понаблюдать за процессом свержения власти. Получила пулю в ногу. Нет, ни в мальчика, ни в женщину никто целенаправленно не стрелял — пули рикошетило. Зато все они теперь герои!
Однажды вез мужчину с пулевым ранением в области груди. Думал, не довезу. Привез и оставил в больнице. Проходят годы и я этого человека встречаю в бане. Сначала не узнал его, думал знакомый или родственник, как это всегда бывает. На груди у него был шрам. Любопытство не оставляло меня, и я поинтересовался у него, не знакомы ли мы.
“Я же революционер, герой апрельских событий”, – выдал он мне.
“Герой?!”- переспросил я. Вот как, оказывается, героями становятся…
Справка:
По официальным данным Министерства здравоохранения всего в те дни было 1242 обращений, госпитализаций – 377, умерших в больницах – 44. Всего при столкновениях погибли 87 кыргызстанцев, самому молодому из которых было 16 лет.
Семьям погибших и пострадавшим в тот злополучный день государство выплатило от 50 тысяч до миллиона сомов. Более ста семей получили однокомнатные квартиры в Бишкеке.
Поощрили и медиков, которые в течении трех дней боролись за жизнь каждого пациента. Стоит ли говорить как выглядело поощрение? Это были пять тысяч сомов и почетная грамота.
От редакции добавим: очень надеемся, что уроки прошлого извлекли все, особенно представители властных структур. Недавно страна впервые пережила мирную передачу власти и хочется верить, что это войдет в добрую привычку.
Источник: https://sprut.kg/