Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов
В XXI веке Мюнхен перехватил у Штутгарта право называться законодателем мод в премиальном сегменте, ведь значительное число изменивших индустрию вещей пришли именно из Баварии. В BMW первыми применили на своих машинах современный мультимедиа-комплекс с шайбой-контроллером, заменившим мириады кнопок, придумали купеобразные кроссоверы, а теперь и создали отдельный суббренд BMW i для электромобилей и подзаряжаемых гибридов. И в Mercedes всё скопировали: мультимедиа-система Command, кроссоверы GLE Coupe и GLC Coupe, а теперь и экологический суббренд EQ.
Опередили баварцы швабов и в деле создания спорткаров с альтернативными двигателями. Если электрический Mercedes-Benz SLS AMG E-Cell хоть и произвёл фурор, но так и остался в статусе прототипа, то plug-in гибрид BMW i8 уже два года как производится серийно. Победа? Не совсем, ведь на рынке i8, будем откровенны, провалилась. С середины 2014 года, когда спорткар поступил в продажу, его приобрели лишь 7 197 клиентов. Причём продажи уже пошли на спад. На крупнейшем рынке для модели в США в 2015 году реализовали 2 265 i8, а за 9 месяцев 2016 года – лишь 1 089 спорткаров. Что в ней не так?
Док Браун бы оценил
Ну уж точно не внешность. BMW i8 невероятно эффектная и стильная машина. Причём не только в целом, как произведение, но и в деталях – её хочется рассматривать. Лазерные фары, «парящие» задние стойки, задние фонари, по которым, кажется, прошёлся торнадо, а если открыть двери... Не автомобиль, скульптура!
Даже привыкшие к самым необычным и дорогим машинам москвичи сворачивают головы вслед гибридной BMW. Причём большинство прохожих и соседей по потоку и не представляют, что перед ними подзаряжаемый гибрид, способный проехать до 30 км на одной электротяге. «Брат, погазуй!», – просят они, а ты лишь глупо улыбаешься в ответ.
Потому что не можешь – в электрорежиме газовать банально нечем, а в спортивном... вы правда считаете, что 1.5-литровый мотор – это круто? Да-да, за спинками заднего дивана поперечно установлен форсированный мотор от MINI Cooper. Три цилиндра, 1.5 литра и 231 л.с., – это даже на хот-хэтч не тянет, не то что на спорткар! К счастью, этим всё не ограничивается, ведь турбомотор приводит в движение только задние колёса, а передние вращает 96-киловаттный (131 л.с.) электромотор.
И всё равно комбинированная мощность в 362 л.с. – не бог весть что. Например, Mercedes-Benz A45 AMG или Audi RS3 мощнее. К тому же, рассчитывать на электромотор можно только до тех пор, пока в аккумуляторах есть заряд. Впрочем, я забежал вперёд. Прежде, чем нажать на газ, в машину надо хотя бы сесть, а в случае с i8 – это далеко не самое простое упражнение.
Художественная гимнастика
Пожалуй, в автомобильном мире ничто так не затрудняет посадку в машину, как двери типа «крылья бабочки» с петлями не передних стойках, которыми щеголяет i8. В статике это смотрится эффектно, но когда дело доходит до посадки в кресло, то нужно исполнить целый танец. Подходим к машине, наклоняемся чуть назад и в бок, чтобы не снести голову об открытую дверь, заносим правую ногу в салон, после чего, стараясь не протереть штанами всю боковину порога, соскальзываем в кресло. Ничего не забыли? Ах да! У нас же снаружи осталась вторая нога, которую нужно перекинуть за порог, когда уже почти достиг подушки сиденья.
Ещё веселее задним пассажирам – да-да, посадочная формула у гибридного спорктара 2+2 с задним рядом сидений, рассчитанным на подростков или миниатюрных дам. Им также для начала нужно занести правую ногу, но затем придётся свернуться ежом и виться ужом, просовывая в узкий проём между откинутой спинкой водительского кресла и задней стойкой пятую точку. Если все сделать правильно, то, возможно, вы ни обо что не ударитесь ни головой, ни... ну, вы поняли, – и приземлитесь на свой стульчик.
Теперь затаскиваем вторую ногу, которой точно не остаться чистой, и ни за что не разгибаемся! В противном случае вас ждёт удар головой о потолок, если в вас больше 170 см роста. Но оказавшись внутри i8 (по крайней мере на переднем ряду), быстро привыкаешь, ведь интерьер собран из привычных предметов мюнхенской фурнитуры. Блок управления iDrive, экран мультимедиа-системы, блок климат-контроля, абсолютно все кнопки и даже джойстик выбора трансмиссии можно встретить на любой другой BMW, начиная от самых маленьких.
Конечно, общая архитектура отличается от привычной «бээмвэшной», но не настолько, чтобы приходилось привыкать заново – всё на своих привычных местах. Оригинальные только руль с металлизированной вставкой в обод, да полностью «нарисованные» на дисплее приборы. Но если вы думаете, что и на ходу i8 ведёт себя, как BMW, отличаясь лишь нюансами, то ошибаетесь.
Баварский Моторный... Бенц!
Среднемоторный спорткар с кузовом из углепластика, силовой установкой мощностью больше 350 л.с. и полным приводом, – звучит зло и обещает многое. Увы, лишь в теории. Похоже, в Мюнхене решили переосмыслить сам формат среднемоторного спорткара и, вместо острой бритвы, сделали из i8 пуховый платок. Наверное, это самая близкая к Mercedes-Benz машина в гамме мюнхенцев! Особенно в режиме Eco Pro, в котором, за неимением промежуточного варианта Comfort, в городе проводишь большую часть времени.
Пустой и лёгкий руль, задемпфированная педаль газа, вялый разгон, отчётливая ступенька усилия на педали при переходе от рекуперативного торможения к обычному, неожиданно мягкая по спорткаровским меркам подвеска, – кто снял с капота трёхлучевую звезду? В городе рука сама тянется включить режим EV, в котором i8 задействует исключительно электромотор. Когда под правой ногой 131 л.с., то гибридный BMW (язык не поворачивается назвать машину мощностью 131 л.с. спорткаром) ничем не выдаёт свой необычный формат. Тихий, комфортный и мягкий во всех своих реакциях автомобиль.
В электрорежиме i8 настолько убаюкивает, что, даже вырвавшись из городской толчеи, задействовать ДВС не хочется – к чему эта спешка? К тому же в гибридном экорежиме звук турбомотора – сама асексуальность. Хочется уподобиться футбольному комментатору Георгию Черданцеву во время легендарного матча Россия-Голландия на Евро-2008 и «вообще закончить тут всё», потому что звучит ДВС, как генератор на даче. Неуравновешенный, монотонный и заунывный стрёкот трёхцилиндрового мотора – последнее, что хочется слушать в среднемоторном спорткаре.
Значит, селектор трансмиссии влево, что активирует Sport-режим, панель приборов окрашивается красным, руль тяжелеет, реакции становятся острее, а салон наполняет басовитый звук двигателя. Баварцы сделали всё, чтобы даже три цилиндра звучали по-боевому зло. А чтобы вы уж точно поверили, что потратили 10 040 000 руб. на спорткар, часть песни мотора транслируется... из динамиков! Обман? Пора бы привыкнуть, ведь в BMW синтезируют звук даже в суперседане M5. Если верить паспортным данным, то в спортивном режиме i8 способна разменять вторую сотню за 4,4 секунды, но в реальности ускорение не ошеломляет.
Более того, электромотор подключается не сразу, поэтому в первые мгновения после нажатия на педаль газа ничего не происходит. Зато потом следует мощный подхват – в дело вступает и турбина ДВС, и электромотор, а на панели приборов появляется не совсем пристойная надпись eBoost. Но даже в Sport-режиме i8 не провоцирует к быстрой езде. Запас сцепления узеньких по спорткаровским меркам шин невысок, а в предельных режимах спорткар банально скользит мордой наружу.
Намёк на занос появляется только при серьёзных провокациях, но доводить i8 до предела не хочется – на руле не хватает усилия, а управление замедлением далеко от эталона. Словом, пока в аккумуляторе ещё осталась энергия, лучше перейти в электрорежим. Единственное, для чего нужен спортивный – это зарядка аккумуляторов, ведь именно в этом режиме эффективность восполнения энергии максимальна.
Перевёрнутая страница
BMW i8 слишком долго добирался до конвейера. За это время электротехнологии шагнули вперёд, превратив гибридный спорткар в «динозавра». Кого сейчас удивишь батареей ёмкостью 7,1 кВтч, если на Renault ZOE теперь доступна ёмкость 40 кВтч, а на Tesla Model S – 100 кВтч. Большая батарея чересчур бы утяжелила i8? Но смогли же парни Илона Маска засунуть в свой Tesla Roadster аккумуляторы ёмкостью 58 кВтч! Гибридный BMW – это живое воплощение не будущего, а прошлого процесса мировой электрификации автомобилей.
Того периода, когда ради мимолётного кайфа катить в тишине, не коптя небо выбросами СО2, нужно было мириться и с маленьким запасом хода, и с долгой зарядкой, и с высокой ценой гибридов и электромобилей. В мире, где есть Tesla, с любого премиального подзаряжаемого гибрида или электромобиля особый спрос. И BMW i8 нечего предложить, кроме эффектной внешности. Как автомобиль в вакууме – она прекрасна. Я получал удовольствие и от неспешной езды по центру в электрическом режиме, и от мощных ускорений, когда eBoost от электромотора, заставлял вспомнить, что это всё же спорткар.
Но если поместить i8 в рыночную среду, то как продукт она ужасна. Потому что не стоит своих денег. Ведь можно доплатить 81 000 руб. и получить куда более универсальный, быстрый и эмоциональный Jaguar F-Type SVR. Или остановить свой выбор на любом Porsche 911, кроме Turbo и Turbo S, и даже немного сэкономить. Хотите чистой энергии? 700-сильную Tesla Model S 2016 года можно купить в Москве меньше, чем за 9 000 000 руб. А она уж точно и быстрее, и универсальнее i8. Получается, что единственная роль, на которую годится i8 – шоу-кар?
Увы, в России это так. Поэтому организаторы лучшего в Европе фестиваля электронной музыки Аlfa Future People купили i8, раскрасили в цвета сейшена и периодически отправляют на разные мероприятия для привлечения внимания к фестивалю. Разъезжает по столице и пара i8 с рекламой производителя электронных сигарет. Уверен, промо-эффект получше, чем от установки рекламного щита вдоль дороги.
Да и для BMW этот автомобиль выполняет роль передвижного рекламного щита, привлекающего внимание к новому суббренду. Сити-кар i3 куда успешнее с рыночной точки зрения, но для массового сознания в нём нет ничего крутого. Главный герой фильма «Духless» на таком ездить не будет. А на i8 прекрасно ездил, потому что i8 – это круто. А значит крут и весь суббренд BMW i. И в таком случае существование странноватого гибридного спорткара более, чем оправданно.