Найти в Дзене

Антиточка G

Оглавление

Текст: Сергей Удачин; Фото: Mazda и Am.ru

От оргазма до спокойствия

В середине прошлого века немецкий гинеколог Эрнст Грэфенберг предположил существование в женском организме так называемой «точки G» – некоего отдельного органа или места повышенной чувствительности. Якобы воздействие на эту точку обостряет сексуальные ощущения и усиливает оргазм. Впоследствии многочисленные научные исследования с привлечением нескольких тысяч женщин не смогли доказать её существования как отдельного органа, да и в любом другом виде тоже.

А вспомнилось мне об этой «мифической точке» потому, что с недавних пор у автомобилей Mazda тоже появилась собственная G. Только это не точка, а система – G-Vectoring Control, или сокращённо GVC. Она уже вполне реальна и, говорят, работает. Так что учёные могут отдохнуть. По своей сути, G-Vectoring Control – это один из многочисленных электронных помощников водителя, коими сейчас полнятся современные автомобили.

И его работа – практически полная противоположность точки G у женщин. Никаких всплесков эмоций и эйфории! Только спокойное гармоничное вождение. GVC призван бороться с обострениями в ощущениях за рулём. Задача этой системы – облегчить управление автомобилем, снизить утомляемость водителя в дороге, а также повысить комфортность поездки всех находящихся в машине.

Как это работает?

Суть нового электронного помощника, уже реализованного в недавно обновлённых моделях Mazda 3 и Mazda 6, сводится к уменьшению воздействия продольного и поперечного ускорений на водителя и пассажиров. Проще говоря, чем меньше крены, раскачки машины в поворотах и манёврах, а также клевки кузова при торможениях, замедлениях и разгонах, тем комфортнее езда. В отличие от традиционного пути стабилизации автомобиля выборочным подтормаживанием одного или нескольких колёс, инженеры Mazda пошли своей дорожкой.

Для уменьшения колебаний кузова управляющая электроника двигателя каждые 0,012 с, сопоставляя скорость машины, угол поворота руля и другие параметры движения, практически незаметно снижает подачу крутящего момента колёсам автомобиля. На прямых – не более чем на 10 Нм, а в поворотах – максимум на 30 Нм. Для этого GVC кратковременно (за 0,02 с) и многократно ограничивает подачу топлива, вызывая тем самым, не ощущаемые человеческим организмом микрозамедления автомобиля в сотые доли ускорения свободного падения g.

Того самого, что равно 9,81 м/с. Японцы говорят, что почувствовать мы можем замедления или ускорения не менее, чем 0,1 g. Однако по расчётам инженеров Mazda, электронике хватает этих микрозамедлений, чтобы немного загрузить передние колёса, и тем самым сделать манёвры автомобиля увереннее, проще и легче. Да и водитель при этом должен меньше напрягаться за рулём.

Осязать неосязаемое

Даже в теории понятно, что ощутить действие этой «магической силы» G-Vectoring и пользы от неё в обычных условиях обычному водителю будет почти нереально. Поэтому для знакомства с новинкой Mazda пригласила автожурналистов на гоночный трек Moscow Raceway. Каждый из нас получил возможность сравнить на трассе дорестайлинговые Mazda3 и Mazda6 без GVC с точно такими же обновлёнными автомобилями, оснащёнными этой системой. Таким образом, непрерывно пересаживаясь из одной машины в другую, нам удалось проехать по паре небольших кругов на четырёх разных машинах.

Уж в таком-то сравнении «неведомой силе» точно не скрыться от пытливых и дотошных журналистов, подумалось мне во время посадки за руль дорестайлинговой «матрёшки». Довольно весело и с задором Mazda3 прошла в моих руках все виражи, изгибы трассы по пути, размеченному конусами. Переборщив немного со скоростью, в крутом повороте удавалось повизжать резиной во время сносов автомобиля. Выбирая более правильную траекторию и скорость, вираж седан проходил без скольжений.

Но в обоих случаях болтанки в креслах ни водителю, ни пассажиру избежать не удалось. Что ж, прежняя «матрёшка» хороша и задорна, но это мы уже знали и раньше. Перепрыгиваю в согретое коллегами кресло обновлённой машины. Некогда восхищаться электронным ручником, цветным проекционным дисплеем и другими изменениями модели – азарт подстёгивает! Хочется скорее пройти те же виражи и схватить за хвост ту неведомую силу, которая, как обещали перед заездами представители Mazda, нивелирует почти полностью только что испытанную в дорестайлинговой машине болтанку и улучшит управляемость. Газ, поворот руля, манёвр, газ...

Машина в целом едет также хорошо, но уже нет той же остроты ощущений в вираже, сложнее провоцировать снос. Да и визжать покрышками «матрёшка» не хочет. Что такое?! Автомобиль с системой G-Vectoring спокойно прописывает повороты и укладывается в заданную траекторию. Словно невидимая рука придерживает и подправляет его корму. Строго говоря, от болтанки при этом система не избавляет водителя и пассажира полностью, но действительно немного её уменьшает. Любопытно – работает!

Больше – лучше

Не теряя времени, прыгаю за руль старшей модели Mazda6. Но теперь в обратной последовательности: сначала в обновлённую машину с GVC. Газ, вираж, поворот руля, газ. Всё та же чёткость, устойчивость и предсказуемость. Только в этом автомобиле чувствуешь себя спокойнее и комфортнее, чем в рестайлинговой Mazda 3. Да и болтанка в креслах поменьше – реверанс большим габаритам и массе седана, его более широкой колее и длинной колёсной базе! Одним словом, другой класс.

Откатав круги без заносов и визга покрышек, пересаживаюсь в последнюю машину – нынешняя «шестёрка» без GVC. И вот они снова: азарт, острота управления и визг покрышек. Никто не придерживает машину за корму для подстраховки. Предел прохождения поворотов становится хорошо ощутим, и на этой грани уже можно балансировать в своё удовольствие. Конечно, старшая модель комфортнее, стабильнее ведёт себя на виражах, чем более лёгкая и компактная Mazda3. Но похулиганить и за её рулём тоже при желании можно.

Спасение и порабощение

Что же получается? Обновлённые «Мазды» с G-Vectoring, сохранив и несколько улучшив комфортность поездки, добавив уверенности сидящему за рулём, стали немного сдержаннее в вольностях. Машины позволили отбросить лишние мысли из разряда «а что если вдруг?». И это здорово! Ведь именно безопасности, спокойствия и прогнозируемости почти большинство водителей ждут от своих автомобилей. Казалось бы, никаких неожиданностей и сюрпризов за рулём – мечта каждого.

А вот и нет – не каждого! Ведь новая система G-Vectoring Control теперь всё время будет участвовать в процессе управления автомобилем и упрощать её, даже если вам этой простоты не хочется. Её нельзя по желанию отключить, чтобы прохватить по связке поворотов пустынной дороги, а потом включить, собираясь везти детей в школу. Конечно, обычных водителей, которым острота ощущений не нужна, – большинство. Но как быть остальным, для кого автомобили с GVC теперь могут показаться скучными? Прощайте, захватывающие дух реакции автомобиля?

Отдушина

Представители Mazda в рамках состоявшегося знакомства с G-Vectoring подготовили ответ задумавшимся над этим вопросом журналистам. Компания привезла на трек Moscow Raceway три гоночных двухдверки Mazda MX-5 Cup на основе последнего поколения родстера, уже продаваемого в других странах, но пока всё ещё не доехавшего до нас. К слову, на данный момент в Европе всего 12 таких машин, включая прибывшие в Россию экземпляры. Для тех, кто, как и я, ранее не сталкивался с ними лично, поясню.

Mazda MX-5 Cup – это специально подготовленные и омологированные для участия в гонках машины. У них нет ничего лишнего в салоне, кроме руля, ковшей и массивного каркаса безопасности, через который крайне неудобно залезать внутрь, да и вылезать потом тоже. Никакой обшивки или изоляции – голый металл в кокпите за спинками сидений! Под капотом доработанная отделением Mazda Motorsports 2-литровая бензиновая «четвёрка» Skyactive-G от обычного родстера в паре с 6-ступенчатой механикой и громким спортивным выпуском. Ну и конечно же, жёсткая спортивная подвеска, спортивные колёса, спортивные покрышки – спортивное всё!

Прокатиться на этих машинах по треку, пусть даже не за рулём, а рядом с инструктором школы вождения Mazda, – это те ещё впечатления и эмоции. Твоё тело практически обездвижено, будучи плотно притянутым к гоночному ковшу 5-точечными ремнями безопасности, голова в тисках гоночного шлема, быстро запотевающего от учащенного дыхания, и, несмотря на специальные вентиляционные отверстия, требующего то и дело немного приоткрывать стекло для набегающих потоков воздуха. А ещё рёв мотора, оглушающий рык выпуска, заставляющий кузовные панели вибрировать с ним в унисон.

Добавьте в этот коктейль визг резины, разнонаправленные перегрузки в виражах и получите отличный заряд бодрости и азарта. Который, кстати, достигается на вполне себе обычных скоростях. Вцепившись в ремни безопасности на груди, я иногда посматривал на спидометр родстера. На разгонных прямых он показывал чуть больше 100 км/ч. Но близость дороги и отсутствие комфортных составляющих в автомобиле многократно усиливали ощущения от каждого километра в час этой скорости.

Конечно же, речь не идёт о том, чтобы недовольные появлением системы GVC «горячие головы» бросались копить десятки тысяч долларов или евро на такие экстракты скорости, которые обычному водителю нужно давать по чайной ложке, предварительно разведя на цистерну воды. Достаточно будет обычной новой Mazda MX-5 последнего поколения, которая, как нам уже довелось оценить, способна подарить водителю эмоции и драйв настоящего спортивного автомобиля. Намёк поняли – ждём в России!