Художник из Краснодара Владимир Золотухин начал работать над памятником пограничникам в 2007 году, после победы в конкурсе на создание скульптуры. Изначально монумент задумывался как барельеф, но позднее был переделан в скульптурную композицию.
В 2013 году мэр Краснодара Владимир Евланов ознакомился с проектом в мастерской Золотухина и заявил о необходимости изыскать финансовые средства на его реализацию.
«Будем думать, прорабатывать различные варианты, в том числе и привлекая к этой работе общественность, меценатов», — отметил градоначальник.
Открытие монумента в Сквере пограничников /ул. Мачуги 66/ состоялось 4 декабря 2015 года. Памятник высотой в 16 метров устанавливали с использованием новейших технологий.
Спустя год Золотухин получил за него первую премию ФСБ России в номинации «Изобразительное искусство».
Как сообщалось в СМИ, памятник был изготовлен и установлен за счет благотворительных средств.
Владимир Золотухин сообщает, что уже на протяжении нескольких лет пытается получить у мэрии города Краснодар оплату его работы над памятником «Защитникам рубежей Отечества».
По подсчетам скульптора городская администрация должна ему порядка 10 миллионов рублей. При чем реальная стоимость проведенных работ гораздо выше, уверен автор проекта.
Проблемы с финансированием были постоянными. Для оплаты литейщиков, рабочих, а так же на покупку материала средства находились, а оплатить мою работу обещали по завершению проекта. Конечную стоимость монумента оценить трудно. Литье и металлы обошлись приблизительно в 20 млн рублей, а общие затраты могут превысить 30 млн рублей. «Нам некогда было заниматься выбиванием денег. Я сто раз обращался в мэрию, просил оформить договор, но мне каждый раз отвечали, что средств нет, когда будут, тогда и заключат контракт. Бывший мэр Владимир Евланов лично обещал. До этого мне худо-бедно оплачивали мой труд. Так, похожая ситуация была с памятником чернобыльцам, но в итоге мне заплатили. Поэтому и работал на доверии», — говорит скульптор.
В результате, автор проекта получил 900 тыс. рублей, которые, по его словам, должны были быть авансом.
«Я ждал аванса, а его провели как полную зарплату. И это за всю огромную работу, которую я провел на протяжении всех этих лет. Мои затраты только на отопление цеха превысили 700 тыс. рублей — потребовалось срочно проводить трубы, так как в помещении вышло из строя отопление», — поясняет Золотухин.
После нескольких лет попыток договориться с властями, Золотухин обратился в прокуратуру Краснодарского края. В середине апреля с художником встретиться один из руководителей надзорного ведомства. Но так как все договоренности были устными, тендер не объявлялся, договоры не заключались, то и доказать свою позицию художнику будет проблематично.