Китайская военная промышленность продолжает уверенно шагать вперед и в том числе в области боевой авиации. Одним из свидетельств этого стало изображение новейшего бомбардировщика Поднебесной, опубликованное на обложке китайского журнала Aerospace Knowledge. Разработки этой машины ведутся уже десять лет в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI) и главная задача, которая стоит перед конструкторами - снижение радиолокационной заметности, для чего и применяются стелс-технологии.
Новый самолет проектируется по схеме «летающее крыло» и по сути, является первой собственной разработкой Китая. До этого все боевые самолеты этой страны являли собой грамотно скопированные образцы советской и российской техники. Бомбардировщик, получивший наименование Xian H-20, отчасти схож с американским «летающим крылом» B-2, но по мнению некоторых военных экспертов представляет собой уже самостоятельную разработку. Кроме того, H-20 становится вторым в мире стратегическим бомбардировщиком, строящимся по технологии стелс и «летающее крыло» и опережая в этом плане российский аналог – ПАК ДА.
Впрочем, нужно отметить, что при создании Н-20 Китай в определенной степени использует иностранные технологии, полученные по разведывательным каналам. В частности, большая в том заслуга принадлежит инженеру Ноширу Говадии, который 18 лет проработал в американской компании Northrop Grumman, выпустившей первый американский стелс-бомбардировщик В-2 Spirit. В начале 2011 года Ноширу был приговорен к 32 годам заключения за шпионаж в пользу Китая.
По мнению специалистов, новый самолёт может начать эксплуатироваться с 2025 года, и он заменит устаревшие бомбардировщики H-6 (копия Ту-16, первый полёт в 1959 г.), а Китай, таким образом, пропустит этап разработки и владения самолетами класса B-1B и Ту-160, которые уже переходят в разряд устаревших.
Ранее, в сентябре 2016-го, Пекин уже официально подтверждал разработку стратегического бомбардировщика нового поколения, но тогда китайские военные отказались говорить о подробностях проекта, обещая показать самолет «когда-нибудь в будущем». Сейчас же можно сказать, что конструкторы наконец определились с внешним видом машины и процесс пойдет гораздо быстрее.
По мнению специалистов Китаю уже давно был необходим бомбардировщик большой дальности, не требующий дозаправки в воздухе и способный нести до 10 тонн оружия. Характеристики бомбардировщика держатся в тайне, но очевидно, что они быть на уровне российских и американских самолетов, до который так хочет дотянуться Китай.
В связи с этим неудивительно, что появление этого самолёта вызвало беспокойство у соседей КНР. Так, с учётом интенсивного развития Китайской Народной армии, Япония начала модернизацию своих вооружённых сил, спешно занявшись созданием и закупкой новых видов оружия для повышения обороноспособности.
В настоящее время на вооружении ВВС и ВМС Китая, согласно открытым данным, имеется порядка 170 реактивных бомбардировщиков Xian H-6 различных модификаций. Этот самолет представляет собой лицензионную копию советского Ту-16, от эксплуатации которого в России отказались в 1993 году. Бомбардировщик способен нести ядерное оружие, его дальность полета составляет шесть тысяч километров, максимальная скорость — 1 050 километров в час.
Первые полеты прототипа H-20 начались еще в 2013 году и безусловно, что такая машина, способная нести стратегические крылатые ракеты, выведет китайскую авиацию на новый уровень, позволив в перспективе приблизить свои возможности в данной области к российским и американским. Помимо этого, развивая также подводный флот и межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, уже к концу следующего десятилетия Китай сможет вплотную приблизиться к РФ и США по стратегическим возможностям ядерных сил.