Второй том размышлений аспирантов исторического факультета о культурном наполнении изучаемого периода — в красках, любопытных рассказах и фактах.
ВЛАДИМИР РУСАКОВСКИЙ
МГУ, кафедра новой и новейшей истории
Революционные страсти 1789 года породили новые направления в изобразительном искусстве. Так, на пике развития республиканских антимонархических настроений, появляются такие жанры, как плакаты и политические карикатуры. В 1788-1792 гг. увидели свет несколько сотен революционных плакатов, многие из которых были изданы типографским способом, напечатаны в брошюрах и газетах. Главными объектами сатиры выступали монарх, члены королевской семьи (Мария Антуанетта и принцы крови), знатные аристократы, представители буржуазии, обогащающиеся за счёт народа. Они изображались в непропорциональном, уродливом облике, их недостатки высмеивались и гиперболизировались карикатуристами. Авторами чаще всего становились выходцы из народной среды, хотя иногда участие в их создании принимали и именитые художники, привлечённые революционными идеями.
В тот период развивалась и классическая академическая живопись. Однако резко изменилась её направленность. В 1790-е гг. появляется новый жанр – жанр революционного портрета. Революционная эстетика, трансформация системы общественных ценностей привлекают внимание живописцев нового поколения. Одним из непревзойдённых мастеров в своём жанре был Жак-Луи Давид, которых воплотил в своих работах новые веяния в искусстве. Будучи членом Комитета общественной безопасности, он не только был свидетелем, но и принимал непосредственное участие в революционных событиях, был прекрасно осведомлён в происходивших во Франции событиях. Его многогранный талант проявился в таких всемирно известных работах, как «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар», которые отразили всю динамику и трагизм происходящих в 1790-е гг. во Франции событий.
Французская революция дала живописи новый импульс, способствовала её отходу от классически заданных канонов, создала предпосылки для появления новых стилей – романтизма и реализма.
ОЛЬГА ШЕСТАКОВА
МГУ, кафедра истории древнего мира
«Брачные стелы» Рамсеса II – это памятники, которые были установлены в честь заключения династического брака между фараоном Рамсесом и Маатнефрура, дочерью хеттского царя Хаттусилиса III. До сегодняшнего дня дошли стелы из Абу-Симбела, Элефантины, Карнака, Западной Амары и Акши: одни сохранились хорошо, от других остались лишь обломки.
Один из персонажей рельефа особенно притягивает к себе внимание – хеттская царевна. Ее изображение сопровождается подписью: «Жена царя великая, Маатнефрура (т. е., «видящая красоту Ра» – ее имя в картуше), дочь вождя великого Хатти». Значит, Маатнефрура получила статус «великой царской жены», и следовательно, заняла главное место в гареме Рамсеса. Хеттская царевна стоит рядом со своим отцом, Хаттусилисом.
Некоторые ученые, глядя на рельеф, на котором представлена сцена поклонения хеттского царя Рамсесу, высказывают предположение, что царь Хатти лично привез свою дочь в Египет. На самом деле, подобная сцена рельефа и подпись к нему имели только исключительно символическое значение и преследовали цель идеологической пропаганды.
Тексты стел сообщают, что царевна предстала перед лицом Рамсеса, очень понравилась ему и, став царицей, получила египетское имя: «Тогда увидел Его Величество красоту лица её»; «Была она красива лицом на сердце Его Величества, возлюбил он её более всего».
Первую часть статьи читайте в арт-блоге PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)