До чемпионата России — считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.
История
Фехтование — один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие — рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.
Костюмы и оружие
Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков — дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.
Изменился и материал костюмов. Ещё 30—40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар — лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.
Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.
Французская терминология
Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:
Ан гард (En garde) — К бою. Команда участникам занять свои позиции.
Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) — Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.
Алле! (Allez!) — Начинайте! Команда к началу поединка.
Альт! (Halte!) — Стой! Остановка боя.
А друат (À droite) — Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
А гош (À gauche) — Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
Кудубль (Coup doubles) — Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.
Па конте! (Pas compter!) — Не считать. Недействительный удар.
Быстрота
Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами — на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.
Общие правила
Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5—2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.
Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.
Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании — вида оружия.
Рапира
Рапира — колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9—12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.
Основное в фехтовании на рапирах — право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.
Сабля
Сабля — рубяще-колющее оружие длиной не более 105 см и массой не более 500 г с клинком трапециевидного сечения и гардой со скобой для защиты пальцев. Поражаемая поверхность при фехтовании на саблях — туловище, руки (по запястья) и голова. Саблей можно наносить не только уколы, но и удары, наносимые всем лезвием, от которых сложнее защититься, из-за чего поединки на саблях являются самыми динамичными.
Как и в рапире, в сабле действует право атаки.
Шпага
Шпага — колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 770 г с клинком трёхгранного сечения и гардой диаметром 13,5 см (значительно больше, чем у рапиры). В поединках на шпагах засчитываются уколы, нанесённые во все части тела, кроме затылка.
За фехтованием на шпагах проще следить — оно не такое скоростное, как сабля и рапира. Для шпажистов не действует право атаки: уколы, нанесённые одновременно, засчитываются обоим спортсменам. Исключение — только последние уколы в поединке при равном счёте.