Экспертами столичного рынка недвижимости был отмечен рост цен на квартиры в новостройках класса эконом. Предложение на московском рынке растет, так за апрель месяц рост составил 11,3%.
Как ни странно растет и спрос: количество продаж за апрель выросло на 48,4% по сравнению с мартом, а количество выданных ипотек – на 15%.
Аналитики считают, что рост цен вызван реализацией программы госсубсидирования. К примеру, м2 в новостройке вырос до 158 тыс. рублей (рост на 7,3%). В прошлом году в это же время м2 стоил 151 тыс. рублей.
Очевидно, что московский рынок недвижимости отличается от воронежского в силу разной покупательской способности населения, и, соответственно, разного уровня жилья, который диктуется всё теми же способностями потенциальных покупателей.
На рынке жилья в Воронеже наблюдается несколько иная ситуация: с начала 2015 г. стоимость квадратного метра жилья выросла на 2,5%, а вот в апреле стоимость жилья в новостройках подешевела на 0,6%., а вторичка упала на 0,7%.
Рост покупательской активности не наблюдается, рынок занял выжидательную позицию. Частично объясняется это тем, что те, кто планировал приобретение недвижимости в 2015 г., купили жилье ещё в конце 2014 г. вследствие ажиотажной ситуации в экономике (в декабре был установлен рекорд по выданным ипотечным кредитам). Некая активность наметилась после запуска рядом банков ипотечных программ с государственной поддержкой, однако в марте объем выданных кредитов упал на 27% по сравнению с февралём. Данных за апрель ещё нет, но следует отметить, что при огромном количестве заявок, поступивших в банк в марте-апреле, также велик процент отказов по этим заявкам. А в нашей компании в апреле-мае мы отмечаем рост заявок на оценку квартир в новостройках.
(статистические цифры указаны по данным INFOLINE. Недвижимость Воронежа)
Мы наблюдаем те же тенденции: субсидированная ипотека увеличила количество заявок на кредиты на 60-70% по сравнению с началом марта. Объем сделок также растет. В то же время говорить о том, что в связи с этим выросла средняя цена метра на первичном рынке - необоснованно, поскольку этот показатель тесно связан с наличием на реализации преимущественно жилья на высокой стадии готовности (а на данный момент большинство объемов представлено в строящихся корпусах на начальной стадии).
Сейчас, даже при наличии доступной ипотеки на рынке новостроек и притоке спроса, девелоперы не стремятся повышать цены, напротив, стимулируют спрос, продолжая разрабатывать новые акции, скидки и спецпредложения. Хотя в отдельных проектах, безусловно, цены могут вырасти в связи с изменением строительной готовности.
Вот об этом, собственно, я говорила ещё в начале года, когда многие потенциальные клиенты упорно твердили о предстоящем снижении цен. Ситуация была на тот момент, конечно, абсолютно непредсказуемая. И практически никто из экспертов не решался делать какие-либо конкретные предположения по поводу ценовой политики в недвижимости. Это было похоже на анекдот про блондинку. Когда её спросили, какова вероятность встретить на улице динозавра, она ответила: 50х50. Либо встречу, либо нет!!!
Так и с ценами на недвижимость: либо вырастут, либо нет. Но использовать логику всё-таки хотя бы иногда нужно.
Цены в декабре 2014 года поднимались не по дням, а по часам. Как говорится, кто успел – тот купил. Начало же 2015 года запомнится всем как время затишья на рынке недвижимости, в том числе в новостройках. Всё это сначала на фоне практически полного отсутствия ипотечного кредитования, затем на фоне резкого повышения ставок по кредитам. Застройщики вынуждены были делать скидки и придумывать различные акции для повышения продаж. Но назвать это снижением цен, как того ожидали покупатели, никак нельзя.
Если учесть дельту цен в ноябре 2014 г. и в марте 2015 г., то все весенние скидки и акции окажутся мизером по сравнению с той разницей в цене, которую застройщики положили себе в карман всего за пару месяцев. То есть был использован обычный маркетинговый ход, который с огромным успехом применяют в ритейлах. Сначала цены повышаются процентов на 20-30. А потом проводится акция, и указывается цена со скидкой 10%-20%. И все счастливы. Покупатели – что купили товар с хорошей скидкой. Продавцы – что распродали залежалый товар без убытка для себя. Другими словами, существующие цены даже со скидкой всё равно выше тех цен, по которым люди покупали квартиры в декабре.
В то же время, как только банки получили реальную возможность выдавать ипотечные кредиты по льготным ставкам, ситуация изменилась. Спрос естественным образом вырос. Можно было бы предположить, что и цена выросла именно из-за этого. Но в новостройках цены диктуют в основном стадии строительства. Чем больше готовность, тем выше цена.
К тому же и покупатели поняли, что ждать мнимого снижения цен не имеет смысла. Ни один застройщик не будет продавать квартиры себе в убыток. Движение цен всегда будет только в сторону увеличения. И лишь иногда можно будет рассчитывать на акции и скидки в преддверии каких-либо праздников.