Найти в Дзене

Учителя и педагоги – знак равенства? Часть 3.

И вот именно в таких условиях и ломается устоявшаяся за десятилетия система преподавания. Педагог, даже профессиональный, нагруженный житейскими заботами о хлебе насущном, полностью уходит в решение своих личных проблем. Преподавание становится для него если не обузой, то, в лучшем случае, этаким подспорьем в ежедневном неравном бою с суровой реальностью. Проще говоря, недосуг педагогу заниматься преподаванием за те «гроши, что платит ему государство». Тем более, что и государство, как нарочно, своими чудо реформами, подталкивает к введению рыночных отношений в систему образования. А раз так, то у педагогов появляется надежный способ заткнуть, иногда «всхлипывающую», совесть: «Мы уже не учим, мы предоставляем образовательные услуги!». Во как, какое там учение! Услуги мы теперь предоставляем! Где уж тут учить, нам учить некогда, нам надо клиентов обслуживать. Вот и предоставляем, и отчитываемся и получаем свои законные «гроши»…

А что же учителя? А вот с ними не так все просто. Учитель, в классическом понимании, не может предоставлять образовательные услуги. Ну, вот хоть что ты с ним делай! Загрузи его часами, доводи красного каления хамским отношением, закопай его в бумагах, плати ему ровно столько, чтобы хватало только на кварплату – есть и одеваться будет в долг, но ОН все равно не перестанет УЧИТЬ! Он просто не сможет не УЧИТЬ… И совсем не потому, что видит в этом свою великую миссию, отнюдь: учителя, как правило, народ скромный, не претендующий ни на какие лавры. Все дело в том, что это его призвание, его талант, это неотъемлемая часть его жизни. Для него учить, столь же естественно, как, например, для художника писать картину. Отнимите у учителя образовательное учреждение, он все равно учить не перестанет, и, что гораздо важнее, у него не перестанут учиться. Там, где появится учитель – всегда найдутся ученики. Примеров тому великое множество. Думаю, что в жизни каждого из нас появлялись настоящие учителя. Мы помним их, многие даже спустя годы лелеют их образ в своей душе: « А вот у нас была учительница по литературе-математике-физике - и т.д.! Вот это я понимаю – учитель!» (ну, или похожим образом).

Однако, равно как и любой другой талант, талант учителя требует своего развития. В противном случае учитель будет использовать лишь ту часть своих возможностей, которые сумеет развить самостоятельно. Собственно, именно с этой целью и должны работать наши педагогические колледжи и педагогические университеты. Но, на название обратили внимание? Педагогические! Это не игра слов, в этих СУЗах и ВУЗах готовят именно педагогов. Тех самых педагогов, часть из которых потом убежит в сферы вообще никак не связанные с образованием, другая часть пойдет в учебные заведения, имея при себе далеко не самые чистые помыслы, а то и просто от того, что больше никуда не взяли. Истинных учителей в каждом выпуске куда меньше, нежели самих выпускников. Потому очень многие молодые специалисты, едва споткнувшись о суровые педагогические реалии, бегут из образования, исторгая крики и вопли. За многие десятилетия доминирования, педагоги, т.е. учителя не по призванию, сумели превратить учебные заведения из храмов науки в общественные места приобщения к грамоте. Все реже от учеников требуют понимания, но все чаще механического запоминания и неосмысленного воспроизведения, азов тех или иных предметов. А потом нескончаемой чередой следуют причитания о глобальном отупении…