Найти тему
Зелёнка

Выбираем материалы для акварели

Оглавление

Итак, Вы решились научиться рисовать одним из самых сложных материалов – акварелью. Самые щепетильные из Вас поправят: не рисовать, а писать. И будут правы только отчасти. Акварель – изначально графический материал, а всем графическим именно рисуют, а не пишут (карандаш, уголь, пастель, сангина, сепия…). В противоположность живописным материалам (масло, акрил, темпера…). Впрочем, я не зря употребила слово «отчасти», ведь многие используют акварель именно как живописное средство, ставя во главу угла не линию и форму, а цвет (например, я). На этом покончим с лингвистикой и перейдем к делу, ради которого Вы открыли эту статью.

Краски

Конечно, чем больше цветов, тем лучше. Но можно начать с небольшого набора, в этом есть и определенный плюс: нехватка оттенков научит Вас обходиться минимальным количествам красок и не лениться их смешивать. К тому же, будет не так обидно, если Вы забросите свое новое хобби. Но в будущем рекомендую купить настолько большой набор, насколько сможете найти в магазине (у меня – 48 цветов). А разжалованный маленький  можно будет брать с собой на пленэр или в поездку – очень удобно. Кстати, когда какая-нибудь краска закончится, Вы всегда сможете докупить кювет, чтобы не разоряться опять на целый набор. Поддержите российского производителя, предпочтя его дорогому итальянскому. Наши питерские краски ничем не уступают зарубежной продукции. Сонет, Черная речка, Ленинград, Ладога… Только – заклинаю – не Гамма, это скорее наборы для детского творчества. Лучше, если упаковка будет пластиковой, как у некоторых красок Санкт-Петербург или Белые ночи (кстати, в этом наборе аж 36 цветов!). Потому что кюветы имеют неприятное свойство прилипать к картонной коробке.

Кисти

Я рекомендую кисти с имитацией белки фирмы «Художники России. Киров». У них полно преимуществ перед натуральным беличьим ворсом. Во-первых, они дешевле. Во-вторых, покупая такую кисть, Вы можете быть уверены – при производстве не пострадала ни одна белка. В-третьих, – и это главное – они дольше сохранят товарный вид, то есть волоски не будут строптиво пушиться или уж совсем нагло выпадать. И еще: кисть с длинным древком выглядит солиднее и профессиональнее… И на этом перечень ее плюсов заканчивается. На первых парах Вам понадобятся три-четыре кисти с короткими древками разных размеров – например, с маркировками 0-1, 3, 5, 8-9. Лично я всю свою творческую жить обхожусь только этой четверкой. По ссылкам – кисточки из белки (к сожалению, кировские бывают не везде).

Бумага

Бумага для черчения выручит в самом крайнем случае, но сознательно покупать ее в акварельных целях не стоит. На пачке должно значиться «Бумага для акварели» и – в идеале – маркировка «Гознак». Чем толще листы, тем лучше – так они не будут коробиться от воды, превращая рисунок в болото с кочками и слякотными впадинами, в которые будет ручьями стекаться жидкость со всех концов Вашего шедевра. Оптимальным вариантом будет 280 гр/м² (вес тоже указывается на обложке). Я в последнее время стала адептом фирмы Palazzo – по-моему, это самая недорогая бумага из тяжелых и плотных. Еще один важный момент – «зернистость». Тут уж на вкус и цвет, как говорится. Я предпочитаю крупнозернистую бумагу, с ней можно добиться интересного эффекта, оставляя в рисунке белые «проплешины».

Палитра

Даже не смотрите в сторону полок с палитрами в художественных магазинах – это в основном пластиковый хлам, мало пригодный для акварели. Впрочем, не спешите выкидывать маленькую пластмассовую палитру, встроенную в коробку с красками: она пригодится на пленэре и в путешествии. Для постоянного же пользования возьмите обыкновенную белую тарелку или кафельную плитку.

Прочее

  • Карандаш. Тут мудрить нечего – подойдет любой остро заточенный карандаш HB, наверняка у Вас он уже есть.
  • Ластик. В художественных кругах лучше всех себя зарекомендовали ластики фирмы Koh-i-noor, в просторечии именуемые просто – «со слоником». Faber-Castell тоже хороши.
  • Стаканчик для воды. Вещь слишком простая, чтобы о ней говорить. Просто не забудьте о нем.
  • Фартук. Каким бы Вы ни были чистоплотным по жизни – кто знает, какие метаморфозы Вас ждут на пути графика/живописца. Купленный в магазине для творчества с фирменным логотипом – деталь Вашего художественного гардероба, обычный хозяйственный – просто практичная преграда пятнам. Выбор за Вами.
  • Другие полезности. Маркеты для художников изобилуют различными приспособлениями для создания интересных эффектов – хитроумными и не очень. Перечислю несколько наиболее популярных. Акварельная маска – моя любимица! Ее нужно наносить на место, которое Вы хотите оставить девственно-чистым, а после написания картины – соскребать. В нужных местах остаются белые следы. Кстати, дети на уроках ИЗО с переменным успехом используют для этого этого свечку. Средство, забытое мною со школьной скамьи. Попробуйте – поделитесь впечатлениями. Но сначала все же рекомендую рисовать без нее, чтобы не избаловаться простотой работы. Важно научиться самому внимательно контролировать процесс так, чтобы нужные участки оставались нетронутыми. Многие художники не видят своей жизни без губки. Речь идет о самой обычной «мочалке», только добытой в художественном магазине – там она натуральная, природная. Мне кажется, штука не шибко нужная, тем более – для новичка. Хотя некоторые умельцы добиваются с ее помощью красивых эффектов. Водка поможет сделать интересные разводы, если капнуть ее в нужном месте на невысохшую картинку. Хватит перечитывать это предложение, в нем нет опечатки или потайного смысла, водка – это не более, чем просто водка. Зайдите после художественного маркета в продуктовый, и убьете сразу двух зайцев: если первый блин выйдет комом, его будет, чем запить. А если серьезно – при умелом обращении не по назначению капли традиционного русского напитка здорово украсит Вашу работу (будет нелишним потренироваться на отдельном листе).

Теперь, когда у Вас есть всё необходимое, начинается самое интересное! Желаю Вам творческих успехов! Буду рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Напоследок – несколько моих акварельных работ для вдохновения!

Нарциссы
Нарциссы

Портрет Елизаветы Боярской в роли Анны Тимиревой
Портрет Елизаветы Боярской в роли Анны Тимиревой

Тоскана. Виноградник
Тоскана. Виноградник

Слонята
Слонята

Читайте в блоге PaintingRussia: 5 акварелистов в инстаграме.

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)