Найти в Дзене

Выбираем подержанную «классику»

Оглавление

Текст: Сергей Удачин; Фото: компания-производитель и открытые источники

Классика жанра

Заднеприводные «Жигули», многие десятилетия производимые в Тольятти, а также в других городах и даже странах, были крайне популярны в СССР и в России. Мало кого смущал тот факт, что в основе «классики» лежит многократно модифицированный «итальянец» FIAT 124 родом из шестидесятых годов. Главными достоинствами классических моделей «АвтоВАЗа» всегда были хорошо изученная простая конструкция, повсеместная доступность запчастей, ремонтопригодность даже в полевых условиях и, конечно же, низкая цена.

За эти качества морально устаревшую, а при этом порой ещё и регулярно ломающуюся «классику» уважали, любили и охотно покупали как новой из автосалона, так и с рук. По сей день вторичный рынок переполнен предложениями по таким машинам. Неприлично низкая цена за «классику» несмотря на возраст, износ, несоответствие современным требованиям по экологичности и безопасности по-прежнему делают её интересной покупкой для начинающих водителей, а также для ограниченных в средствах россиян, особенно на периферии.

Полувековая история

Появившийся в России в 1970 году ВАЗ-2101, прозванный в народе сначала «единичкой», а спустя 10 лет с потерей престижности и статусности - «копейкой», выпускался на базе итальянского FIAT 124. Тольяттинский заднеприводный седан стал основой для моделей так называемого «классического» семейства. Помимо четырёхдверки производился универсал под индексом ВАЗ-2102 («двойка») и «люксовый» седан ВАЗ-2103 («трёшка»).

Полностью сохранив каркас «копейки», тольяттинцы навесили на него новые более угловатые внешние панели, а хромированные детали заменили на пластиковые или окрашенный металл.

На этой модели впервые в СССР стал использоваться зубчатый ремень ГРМ вместо цепи, цельноштампованные панели интерьера из полиуретана и блок-фары, объединившие головную оптику с поворотниками. С новых колёсных штампованных дисков исчезли традиционные для советских машин хромированные колпаки, а передние двери лишились треугольных форточек.

Зато появился обдув боковых передних стекол через сопла воздуховодов, а также регулировка зеркал из салона и штатный обогрев заднего стекла. С 2005 года «пятёрку», как и другие «классические» модели из Тольятти согласно новой номенклатуре названий переименовали из ВАЗ-2105 в Lada 2105.

В 1982 году в СССР вышла «семёрка» - ВАЗ-2107. Это была «люксовая» версия «пятёрки», отличавшаяся от неё хромированной радиаторной решёткой увеличенного размера, изменённым в этой связи капотом, немного другой светотехникой и более мощным двигателем. Также у ВАЗ-2107 были другие передние сиденья с интегрированными «высокими» подголовниками, которые в последние годы выпуска ставились на Lada 2105 и 2104. Отличалась «семёрка» и пластиковыми бамперами вместо массивных алюминиевых, а ещё изменённой передней панелью.

Вставший на конвейер «АвтоВАЗа» в 1984 году универсал ВАЗ-2104 через год вытеснил с него ВАЗ-2102. «Четвёрку» сделали на основе «пятёрки», удлинив крышу и повысив её жёсткость выштамповками, а также позаимствовав некоторые оригинальные элементы задней части кузова от «двушки». Спартанский салон взяли от «пятёрки» почти весь. Кроме заднего дивана, который складывался, чтобы увеличить объём грузового отсека с 375 до 1340 литров. Полная нагрузка универсала была увеличена до 455кг.

Почти одновременно с «четвёркой» в свет вышел модернизированный вариант «трёшки» - ВАЗ-2106. После снятия с производства ВАЗ-2103 на «шестёрках» сменились молдинги: вместо хромированных нижних появились чёрные пластиковые, исчезла блестящая окантовка фар и колёсных арок. Исчезло хромирование водостоков, а на смену колпакам дисков пришли ступичные колпачки. Из отделки салона исключили «хром» и «дерево», а также разные варианты обивки сидений. От «пятёрки» ВАЗ-2106 получил сначала задние тормоза, а потом руль, ремни безопасности, противотуманку и электростеклоподъёмники.

Все модели «классического» семейства были унифицированы между собой. За несколько десятилетий производства в них использовались те или иные идентичные узлы, детали подвески, двигатели, коробки передач, отделка салона и сиденья. Первой в конце декабря 2005 года с производства была снята «шестёрка».

В феврале 2011 года покинула тольяттинский конвейер «пятёрка». Самая дешёвая модель из семейства «Жигулей» продержалась дольше всех – почти 32 года. Производство «четвёрки» в 2004 году перенесли из Тольятти в Ижевск, а в 2007-ом за ней последовала и «семёрка». Выпуск обеих моделей прекратили в течение 2012 года.

Каждому своё

Проанализировав большую часть опубликованных в интернете объявлений о продаже подержанной тольяттинской «классики», мы выяснили, какие модели лучше всего представлены на рынке «секонд-хенда» и с какими двигателями. Вообще на сегодняшний день на автомобили Lada приходится примерно 16% всех предложений о продаже б/у машин. Ещё 3% - это «Волги», «Москвичи» и другие российские и советские автомобили, а основная масса – 81% - это подержанные иномарки. Самая популярная модель среди тольяттинской «классики» - это безусловно «семёрка». На её долю приходится 45% объявлений.

Вторая в списке – «шестёрка». Доля объявлений о продаже этой машины - 19%. И третья по популярности – «пятёрка» - 16%. Доля предложений по «четвёрке» - 11%, а по первым моделям «классики» (ВАЗ-2101, 2102 и 2103) – 9%. Из двух основных двигателей, с которыми выпускалась популярная «семёрка», чаще всего в продаже можно найти машины с рядной «четвёркой» 1.6 – 76%. На остальные седаны с двигателем 1.5 приходится 24%. Редкие экспортные модификации и машины для МВД и КГБ со 140-сильным роторным мотором 1.3 ввиду их малочисленности в расчёт не берём.

О кузове

Как и в автомобиле любого другого производителя, даже несмотря на дешевизну вазовских запчастей, у тольяттинской «классики» кузов по стоимости ремонта может стать одной из самых затратных статей расходов. А притом, что у него нет оцинковки, к состоянию металла выбираемого автомобиля нужно отнестись со всей серьёзностью. С особым пристрастием стоит осмотреть силовые элементы кузова.

Например, по деформации или следам сварки на лонжеронах, идущих под машиной вдоль коробки передач и поднимающихся потом в моторный отсек, можно выявить, бывал ли автомобиль в серьёзных ДТП. О возможных предстоящих сварочных и покрасочных работах по замене порогов вам сообщит состояние рёбер жёсткости кузова, проходящими как раз под ними. Если рёбра гнилые или слишком помяты, то стоит задуматься, нужна ли вам такая машина.

В целом мнение о состоянии кузова «классики» можно получить, внимательно осмотрев лакокрасочное покрытие, кузовные панели на предмет вмятин, царапин и наличия коррозии. Также не поленитесь взглянуть на днище, если это возможно. Отсутствие дополнительного антикоррозийного покрытия, ржавчина и повреждения – признаки не самого лучшего претендента на покупку. Кстати, пластиковые подкрылки при неправильной установке могут не защищать крылья от коррозии, а наоборот ускорить её появление.

По возможности оцените состояние металла в месте крепления редуктора рулевого управления к кузову. Появившиеся на нём трещины могут стать причиной отказа рулевого управления. Также у «классики» независимо от возраста могут растрескаться стаканы пружин подвески. На слух это можно выявить, покачав машину в районе передних крыльев. Повреждённые стаканы при этом будут поскрипывать. Напоследок стоит осмотреть днище багажника - нет ли на нём коррозии и не видны ли складки на металле после ДТП.

О двигателях

Основные и наиболее распространённые на вазовской «классике» двигатели - рядные четырёхцилиндровые бензиновые атмосферные «четвёрки» ВАЗ-2103 объёмом 1,5 литра и 1,6-литровый ВАЗ-2106. Оба с приводом механизма ГРМ цепью. Она со временем растягивается и поэтому её натяжение периодически требуется регулировать, а также по мере необходимости менять её ролик натяжителя и успокоитель стоимостью 500 и 110 рублей соответственно.

Конечно, лучше всего состояние двигателя оценят мастера автосервиса или сталкивавшиеся с ремонтом автолюбители. Они и свечи смогут выкрутить, чтобы проверить, нет ли на них какого-либо налёта или нагара, и под маслозаливной крышкой в головке блока цилиндров проверят, нет ли эмульсии от попавшего в масло антифриза. Но и без этих знаний первичный осмотр можно сделать самостоятельно.

Хорошо если двигатель не залит маслом и не заляпан грязью. При этом он не должен быть идеально чистым после недавней мойки. Так иногда скрывают следы масляных подтёков. Убедитесь, что мотор заводится без проблем с первого раза. Если у машины есть тахометр – посмотрите на нём средние обороты холостого хода. Нормальное значение - 900-1000 об/мин. Повышенные обороты укажут на неправильно отрегулированный мотор или износ поршневой группы. Это, а также неровная работа двигателя могут обернутся визитом в автосервис вскоре после покупки машины.

Также косвенно о состоянии двигателя скажет его выхлоп. Он должен быть практически бесцветным – без дыма. Белый, голубой или чёрный выхлоп – признак неисправности или, как минимум, необходимости регулировки силового агрегата. У машины с таким выхлопом могут быть проблемы в системе охлаждения, системе подачи топлива, механизме распределения или в поршневой группе. Устранение таких неисправностей выльется в копеечку.

О трансмиссии

В целом четырёх- и пятиступенчатые механические коробки передач, устанавливаемые на «классику», считаются довольно надёжными. Нужно только своевременно контролировать уровень масла в них, а также менять его каждые 35 000 км пробега или раз в 3 года. Помимо этого с возрастом, из-за износа, может потребоваться замена муфты за 800 рублей, штока вилки включения КПП за 800 рублей, а также подшипников - 1500 рублей за весь комплект.

О необходимости их замены можно узнать по втыкающимся с трудом отдельным передачам коробки. Поэтому при осмотре автомобиля обязательно совершите пробную поездку и проверьте как включаются все передачи и задний ход. Нет ли при этом посторонних хрустов, гулов и шумов. Также обязательно посмотрите, не подтекает ли масло из коробки, заглянув под автомобиль. В случае утечек, как минимум, потребуется его доливка, а как максимум - ремонт коробки после эксплуатации с низким уровнем масла или вовсе без него.

Сцепление на «классике» стоимостью 1300 рублей за комплект в сборе в зависимости от стиля езды владельца машины может выходить от 60 000 до 130 000 км. О необходимости его замены можно понять по пробуксовке на 4 и 5 передачах, когда обороты двигателя растут, а машина быстрее не едет. Или же, когда сцепление «схватывает» уже в самом конце хода педали, когда она уже почти отпущена.

Редуктор заднего моста стоимостью 5500 рублей тоже требует внимания и ухода. Масло в нём нужно менять с той же периодичностью, что и в коробке передач, да и за уровнем следить необходимо. Своевременная доливка масла убережёт от повышенного износа деталей и, как следствие, от необходимости внезапного ремонта или замены всего узла. А вот гулы в редукторе заднего моста могут означать повышенный износ главной пары, подшипников по 300 рублей или необходимость регулировки узла.

Остальное

Одной из самых известных «болячек» передней подвески этих тольяттинских моделей являются шаровые опоры стоимостью от 220 рублей за нижнюю и от 250 рублей за верхнюю. Проверить их состояние можно, покачав автомобиль. Стуки и шумы, которые при этом могут быть слышны в районе колёс, скорее всего, будут издавать именно требующие замены шаровые опоры.

Не менее важно, следил ли прошлый хозяин за сайлентблоками и прочими пыльниками ходовой. На них не должно быть трещин, а амортизаторы должны быть сухими без подтёков. Да и колебания кузова автомобиля, если его качнуть, нажав на крыло, амортизаторы должны сразу же погасить. Иначе готовьте от 1000 рублей на покупку пары новых. Также убедитесь, что реактивные тяги не болтаются, а при вращении руля нет посторонних звуков и хрустов.

Осматривая салон автомобиля, убедитесь в том, что все кнопки и регуляторы работают и выполняют свои функции, а также исправны стеклоподъёмники и электроника. Проверьте состояние приборной панели - на «семёрках» она порой трескается сверху. Новая стоит 4500 рублей. А ещё убедитесь в том, что у передних кресел всё в порядке с фиксацией спинки. Если она неисправна, то от малейшего нажима или во время торможения автомобиля спинка может падать.

Почём?

Разброс цен на все «классические» модели «АвтоВАЗа» примерно одинаков – от 15 000 рублей до 150 000 – 180 000 рублей. Любопытно, что даже откровенно дешёвые неприглядные варианты, по заверениям хозяев, на ходу. Самые же дорогие предложения касаются либо автомобилей последних лет выпуска с небольшими пробегами и довольно ухоженные на вид, либо это очень хорошо сохранившиеся или отреставрированные машины ранних годов выпуска, которые могут подыскивать себе любители старины или хипстеры.

-27

Наш выбор

По мнению Am.ru, покупка тольяттинской «классики» для ежедневного использования даже за такие небольшие деньги – это приключения для умельцев крутить гайки и энтузиастов, любящих проводить выходные дни в гараже. Ведь ради идеального состояния и гарантии безотказной работы «Жигулям» потребуется много внимания: регулярных осмотров, проверок, подтягиваний гаек, долива рабочих жидкостей, шприцевания смазки в ходовой, а также полный багажник запчастей, датчиков, бензонасосов и прочего необходимого для ремонта в полевых условиях.

Если необходимость в покупке именно дешёвой «классики» всё же есть, то искать «живую» машину имеет смысл не менее, чем за 50 000 рублей. Предпочтение лучше отдать «четвёрке» или «семёрке», в зависимости от возлагаемых на машину ожиданий. Первая – универсальная «рабочая лошадка», а вторая – вполне комфортный седан за свои деньги. Да и выпускать их прекратили последними, а значит, шансы найти довольно свежий 4-5-летний экземпляр в хорошем состоянии за 100 000 рублей – велик.

Авто
5,66 млн интересуются