По ком воет сирена?
Профилактика в медицине - при одной этой мысли в памяти встает сиротливо висящий на стенке в поликлинике пожелтевший листок санитарного бюллетеня с казенным текстом и набором банальных советов и нравоучений. Действительно, идеи медицинской профилактики, еще со времен первого советского наркома здравоохранения Н.А. Се-машко, декларируются в передачах на ТВ, в газетах, журналах, даже на пачках сигарет, но в реальной жизни это мало что меняет в наших привычных (и часто неправедных) стереотипах питания, физической активности, личностного общения, способов досуга, режима сна и отдыха, вредных привычках и т.д.
В особенности это касается хронических сердечно-сосудистых болезней, развивающихся задолго, иногда за несколько десятилетий, до момента первых клинических проявлений и столь нужного, но запоздалого визита к врачу. Нет сомнений в том, что пандемия сердечно-сосудистых заболеваний, охватившая весь современный цивилизованный мир (исключая слаборазвитые районы Африки и Юго-Восточной Азии), имеет глубокие корни, таящиеся не столько в сфере медицины, сколько в экономике, экологии, современном стиле жизни, социальной и личностной психологии людей. Борьба с этими заболеваниями является общегосударственной программой оздоровления российского общества и выходит далеко за рамки узкоспециальной медицинской тематики.
Резкое изменение традиционных стереотипов питания, снижение двигательной активности, ускорение темпов жизни, усложнение трудовой деятельности, менталитета человека XXI столетия повлекло за собой множество нежелательных для здоровья последствий, именуемых в медицинской литературе «болезнями цивилизации». В равной мере их можно назвать и «болезнями дегенерации», имея в виду физическое вырождение человека как биологического вида, преступившего в своем стремлении к пресыщенной и комфортной жизни, законы биологического существования, заповеданные природой и опытом предшествующих поколений.
К этой категории болезней относится не только атеросклероз во всех его клинических ипостасях, но и артериальная гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, артрозы, остеопороз, подагра, желчекаменная болезнь, сосудистая деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, запоры, импотенция, преждевременное старение и прочее, и прочее.
Когда речь заходит о цене, которую платит человечество за беспрецедентный подъем сердечно-сосудистых заболеваний в современном мире, то счет идет на десятки миллионов жертв. И действительно, каждые 26 секунд где-то в мире случается 1 инфаркт миокарда, каждые 40 секунд – 1 инсульт, каждую минуту – внезапная сердечная смерть. Эти медицинские термины давно стали привычными словами обиходной речи. Но психология человека такова, что мы не готовы принимать на свой счет трагедии, случившиеся с нашими знакомыми, друзьями, сослуживцами, родственниками. Когда мы думаем о себе – нам отказывает объективность. А умение учиться на чужих, а не на своих ошибках, как известно, есть признак умного человека. Как когда-то писал английский поэт и проповедник Джон Донн (1572-1631): «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Вот почему, когда мы видим на перекрестке летящую машину скорой помощи с мигалкой и ревущей сиреной, то перефразируя английского поэта, определенно можем сказать: «Не спрашивай, по ком воет сирена скорой помощи: она воет по тебе».
Каждый из нас, располагая природным разумом, здравым смыслом и свободой выбора, может определиться, в какой точке жизненного пути он находится «здесь и сейчас» (Рис.1). Человек в своих поступках всегда имеет право на выбор, и от правильности выбора зависят его собственная судьба, здоровье и жизнь.
Доказано, что использование имеющихся на сегодняшний день методов профилактики сердечно-сосудистых катастроф позволяют увеличить продолжительность жизни на 10,20, 30 лет. Игнорируя достижения науки и законы природы, мы укорачиваем свою жизнь примерно на те же сроки. Именно по этой банальной причине – наплевательскому отношению к собственному здоровью – человек, запрограммированный генетически на 90-100 лет земной жизни, рискует прожить в 2-3 раза меньше.
В России число жертв сердечно-сосудистых заболеваний - самое высокое в Европе (около 1 000 000 ежегодно). Но как часто за бесстрастными статистическими данными теряется судьба отдельного человека, чья жизнь трагически обрывается сердечно-сосудистой катастрофой, оставляя незаживающий рубец в памяти близких ему людей. Как писал поэт Генрих Гейне: «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под каждой могильно плитой лежит всемирная история».
Каждый из нас совершенно иначе - ближе, острей и эмоциональней - воспринимает статистику смерти, когда речь идет о наших близких и родных людях. А она свидетельствует о том, что из пяти ныне живущих взрослых людей три человека умрут от заболеваний сердца, один – от рака, а на все остальные болезни и синдромы (их насчитывается около 10 000 наименований) приходится оставшиеся 20% от общего числа летальных исходов.
По мнению ученых, если бы удалось избавить человечество от пандемии болезней сердечно-сосудистой системы, то средняя продолжительность жизни выросла бы на 8 лет. Для сравнения: тотальная победа человечества над раком ознаменовалась бы увеличением продолжительности жизни на 3,5 года.
В науке, как и в жизни, при анализе каких-либо событий и явлений иногда нелегко различить, где причина и где следствие. Нас часто вводит в заблуждение и древняя латинская мудрость «Post hoc ergo propter hoc” (после этого, значит вследствие этого). Более того, в отличие от простых житейских ситуаций, во сто крат труднее анализировать явления биологической природы, где структурно-функциональная целостность живого организма определяется непостижимой сложностью организации, многоуровневыми системами регуляции, метаболическим совершенством биохимических процессов, отточенных миллионами лет эволюции. Вот пример: сложные процессы биосинтеза холестерина в ничтожно малом объеме клетки идут параллельно и синхронно с 4500 (!) другими жизненно важными биохимическими реакциями. Только наша по-житейски понятная тяга к упрощениям и нежеланию взглянуть в корень проблемы позволяет очевидное (в прямом смысле слова) явление принимать за истину, в то время как глубинные патогенетические механизмы болезни остаются за рамками нашего понимания.
Вспомним известное выражение Рене Декарта: «De omnibus dibutandum» (всё подвергай сомнению). Это в полной мере относится и к проблеме атеросклероза, гипотезам его возникновения и прогрессирования, анализу причин, по которым атеросклероз из редкого заболевания в прошлые века сегодня превратился в глобальную неинфекционную эпидемию, охватившую все индустриально развитые страны.
Перед каждым исследователем, столкнувшимся с этой проблемой, встает множество вопросов.
Что представляет собой атерогенез: закономерный ли это процесс естественного старения организма (как, например, считал наш выдающийся земляк академик И.В.Давыдовский) или болезнь, обусловленная чуждым биологической природе человека антуражем современного, «цивилизованного» образа жизни?
Что лежит в основе атеросклероза: нарушение обмена холестерина или совокупное воздействие двухсот с лишним факторов риска, описанных в литературе? Какие из них ведущие, какие второстепенные?
Есть ли единый ключ к лечению атеросклероза, и где можно ждать успеха: в широком применении статинов с фибратами, чудесах коронарной хирургии - или в радикальном пересмотре потребительского отношению к собственному здоровью и образу жизни. И стоит ли противопоставлять эти два пути?