Продажа Америке территории Аляски вот уже несколько столетий остается одной из самых горячо обсуждаемых тем в мировой истории.
Эта сделка окутана легендами, многие из которых по сей день используются в попытках обосновать сохранение российской юрисдикции на современной территории Аляски.
Как же все было на самом деле?
Открытие Аляски принадлежит заслуге русской исследовательской экспедиции под начальством Михаила Спиридоновича Гвоздева и датировано оно официально 1732-м годом.
Огромная территория (чуть более 1,5 млн кв. км) на самой северной части Американского материка на тот момент была совсем необжитой, заселяли ее в основном немногочисленные дикие племена эскимосов и индейцев.
После открытия Аляску начали понемногу заселять русские. Российское государство долгое время никак не участвовало в организации освоения Аляски – попросту «не доходили руки», только в 1799 году при императоре Павле I этот вопрос немного сдвинулся с места: была организована Русско-американская компания, главной задачей которой было прежде всего наладить добычу и вывоз ценной пушнины с территории Аляски.
Попутно решались и вопросы освоения местности. Компания по своему статусу была полугосударственной: основателями ее были частные лица (Николай Резанов и Григорий Шелихов), но государство также принимало в ней участие.
С течением времени становилось все более очевидным, что содержать и обеспечивать безопасность огромной неосвоенной территории было невыгодно для России: доходы с пушнины не могли компенсировать всех необходимых расходов.
Начиная с середины XIX века в русской печати высказываются мнения о целесообразности продажи Аляски Соединенным Штатам Америки.
В числе первых авторов этой теории отмечен генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский.
По роду своей деятельности он был крайне обеспокоен вопросами укрепления российских позиций на Дальнем Востоке, вдоль тихоокеанского побережья, т.к открытую угрозу этой территории представляла на тот момент Британская империя. Налаживание отношений с Америкой за счет Аляски, по его мнению, могло умерить аппетиты Британии.
Вдоль восточных границ Аляски в середине XIX века располагались колониальные территории Британской империи. Поэтому США всерьез опасались разгорания военного конфликта между Россией и Британией на территории Северо-Американского континента, который в годы Крымской войны был вполне ожидаем.
Чтобы предотвратить это, США предложили Российской империи в 1854 году заключить с ними формальный договор аренды территории Аляски на три года. Договор был подписан, но в силу так и не вступил.
Однако впоследствии именно это соглашение и послужило основой для теории о том, что Аляска была на самом деле не продана, а всего лишь передана во временную аренду.
Вопрос о продаже Аляски снова встал уже при императоре Александре II. Запланированные им реформы требовали больших финансовых вложений, поэтому правительство приступило к поиску всех возможных источников получения дополнительных средств.
Огромная территория, на которую давно заглядывалась Америка, была отличным поводом для сделки. В 1866 году было окончательно принято решение о продаже Аляски. Интересы Америки в этом вопросе лоббировал некто барон Эдуард Стекль, который служил российским посланником в Вашингтоне.
Он согласовывал все условия будущего договора с американской стороной – в лице государственного секретаря Уильяма Сюарда и президента США Эндрю Джонсона. Наконец, в 1867 году окончательный проект договора устроил обе стороны, было составлено два оригинала – один на английском, другой на французском языках.
Президент Джонсон подписал договор 30 марта 1867 года, Александр II – 15 мая 1867 года. Сенатским Указом от 18 октября 1867 года был утвержден официальный русский текст договора о продаже Аляски.
Цена договора была установлена в 7,2 млн долларов. В переводе на русские рубли тогда это составляло около 11 млн рублей золотом. Площадь же передаваемой территории была 1,5 млн кв км, т.е. в среднем Аляску продали по цене 7,33 золотых рубля за 1 кв км земли. Округленно 1 рубль 1867 года составляет 1,7 тысяч современных рублей, иными словами, 1 кв км земли на Аляске ушел за 12 461 рубль.
В других источниках встречается пересчет цены в золотом эквиваленте – получается, что стоимость Аляски на сегодняшний день составила бы 28 млрд рублей, т.е. меньше 1% от всего бюджета РФ.
Словом, даже с учетом большой погрешности, можно сделать однозначный вывод, что сделка была не слишком дорогостоящей. А если еще принять во внимание открытие в дальнейшем на Аляске больших запасов золотых месторождений, то продажа ее и вовсе выглядит убыточной.
Однако есть сведения, что российское правительство знало о золоте на Аляске, но в условиях напряженной внешнеполитической обстановки тогда это стало лишь еще одним поводом продать Аляску. Узнав о месторождениях, Америка наверняка начала бы экспансию на эту территорию, и неизвестно, чем бы в итоге это закончилось.
Другая тайна Аляски связана с передачей денег России в счет договора. Существует теория о том, что деньги Россия за Аляску так и в итоге и не получила.
Расчетами заведовал тот самый барон Стекль: деньги переводились на его счет в британском банке, откуда, обналиченные, должны были отправиться на корабле «Оркни» в Петербург.
Однако судно по пути затонуло при неизвестных обстоятельствах, а страховая компания возмещение России так и не выплатила.
Между тем эта теория полностью опровергается одним документом, который хранится Государственном архиве: это официальная справка из Министерства финансов, где указывается, что средства, полученные от продажи Аляски, были направлены на строительство железных дорог.
Таким образом, убедительных оснований полагать, что деньги в Россию так и не поступили, не имеется.