Текст и фото: Антон Ширяев
Смеркалось. «Гелик» по-прежнему сидел на мостах верхом на утонувшем в болотной жиже бревне, колёса беспомощно вращались в воздухе, едва цепляя грязь. Телефон в Калужской глуши не ловил, здоровенные слепни превращали каждую минуту нахождения вне автомобиля в ад, а подозрительный хруст в чаще леса заставлял поджилки предательски трястись. Кажется, мы по-настоящему попали.
Могикане
То, чего уже столько лет боялись фанаты, наконец случилось –«Деф» уходит. Производство прекращено, машины из прощальной серии распроданы, а в Солихалле уже вовсю готовят к дебюту принципиально новую машину, в которой электроники будет больше, чем можно было найти на станции «Мир». Не за горами и отставка «Гелика», который также должны заменить на что-то менее брутальное.
Ну а Wrangler, хоть и сохраняет с каждой сменой поколения верность традициям, уже давно не тот убогий Jeep, каким он был ещё лет 30 назад. Есть ли место таким машинам в современном мире? Какое будущее их ждёт? Насколько комфортно жить с ними в городе, и так ли они хороши на бездорожье, как говорят о них легенды?
Ради ответов на эти вопросы мы и рванули всей редакцией в национальный парк Угра, что раскинулся в Калужской области по берегам одноимённой речки. Национальный парк, как и всё в Калужской области, радует цивилизованным подходом и достаточным сервисом. Здесь можно найти отдых практически на любой вкус: многодневные экскурсионные туры, походы, крупнейший в Европе фестиваль лэнд-арта «Архстояние», отели, коттеджи и кемпинг, – выбирай на любой вкус и кошелёк. Мы остановились на отдыхе в палатках, что стоит по 100 руб. в сутки с человека плюс 50 руб. в сутки за автомобиль.
За эти деньги вы получаете доступ на площадку с оборудованным местом для костра, дровами, расчищенным пространством для палаток и парковки, а также деревянный столик с навесом и лавками. Причём егеря регулярно проведывают отдыхающих и подвозят дров. Сервис! С ночлегом все решили поступить по-разному: большинство разбили палатки, но несколько человек попробовали провести ночь в Land Rover и Mercedes-Benz – благо багажники у них огромные. Повторять наш опыт не рекомендуем, потому что нормально поспать не удалось – задний диван Defender делает спину волнистой ближе к утру, а в G-классе нельзя вытянуть ноги, даже если сложить диван.
Ад на земле
Но для начала до Угры ещё надо добраться, а это как-никак 200 км на машинах, которым по идее езда по асфальту должна быть в тягость. В случае с Land Rover всё так и есть – каждый лишний километр на асфальте даётся трудно и Defender, и его водителю. Эргономика? Давайте лучше поговорим о погоде! Потому что во времена, когда создавали «Дэф», даже слова такого и не существовало. Сидишь в Land Rover, как на унитазе, с поджатыми ногами, причём педаль сцепления до предела прижата к колёсной арке –никакой площадки для отдыха левой ноги нет и в помине. Дверь вплотную жмётся к вашему левому плечу, поэтому руку приходится высунуть в открытое окно. Хорошо, что за окном лето, а что делать зимой?
Кресло после долгого сидения вызывает боль в спине, ноги затекают, а кондиционер не способен обеспечить комфортного микроклимата. Кажется, что у него есть всего два положения: очень горячо и очень холодно. Поэтому выход один – включить печку, открыть окно, и аэродинамика кирпича создаст вокруг водителя торнадо, в котором прохладный забортный воздух смешается с горячим салонным, сделав температуру более-менее комфортной. А ещё за рулём Defender просто страшно.
Никаких подушек, руль с жёсткой ступицей, мягкий кузов с внешними панелями на алюминиевых заклёпках, – в случае аварии шансов на спасение нет, поэтому и концентрация за рулём «Дэфа» растёт сама собой. И это неплохо, ведь эффективности тормозов не хватает, а про динамику и говорить не приходится – 122 л.с. 2.2-литрового дизеля едва хватает на то, чтобы разогнаться до 145 км/ч. А как вам разгон до 100 км/ч за 17 с? Тот случай, когда на вашем фоне даже водитель «Нивы» почувствует себя Шумахером.
Californication
Jeep куда комфортнее даже с младшим двигателем 2.8 CRD мощностью 200 л.с. Увы, Wrangler с этим прекрасным дизелем в Россию больше не поставляется, хотя на сайте марки вся информация о машине есть. Да и на рынке подержанных машин таких Jeep треть. По сравнению с Defender, американский внедорожник умеет разгоняться (11,7 с до 100 км/ч и 169 км/ч максимальной скорости) и тормозить. По большому счёту на трассе докучает лишь шум от ветра и шин, а также низкая курсовая устойчивость – машина гуляет вправо-влево на своих А/Т-шинах.
Но после «Дэфа» это вообще не требует привычки! Добавьте к этому нормальную эргономику и прекрасно работающий климат-контроль, и станет ясно, что Wrangler может доставить удовольствие даже на асфальте. Особенно если снять панели крыши над передним рядом или вовсе оставить всю пластиковую крышу в гараже, захватив в дорогу лишь свёрнутый в трубочку мягкий верх – полный набор кабриолетных ощущений гарантирован
Сумрачный гений
Но даже после вполне цивильного Jeep езда на Mercedes-Benz вызывает настоящий шок. Я ожидал, что G-wagen будет хоть как-то проявлять свою сущность, что солидный возраст конструкции, практически не менявшейся с середины 70-х, пара мостов и высокий центр тяжести хоть как-то «вылезут» при езде, но ничего подобного нет и в помине! Больше всего на асфальте «Гелик» напоминает... Land Cruiser 200. Только более дорогой и качественный.
Великолепная шумоизоляция, сквозь которую прорывается лишь шум ветра, что вполне логично, когда у кузова форма кирпича, образцовая плавность хода, нормальная посадка, привычная «мерседесовская» эргономика, адекватные реакции на все действия за рулём. Конечно, с поправкой на то, что это тяжеленный рамный внедорожник с высоким центром тяжести и парой зависимых подвесок.
Тормоза ватные, реакции на поворот руля – с задержкой, а поймавший в повороте неровность задний мост нет-нет, да и попытается сдёрнуть кузов с траектории. Да и сидишь в любом случае с согнутыми ногами. Как только привыкаешь к о-о-о-чень большим кренам G-класса, вести его становится не труднее, чем любой другой большой рамный SUV. Ну почему нам нужно проехать всего 200 км? Причём наш Geländewagen в, пожалуй, самой редкой в России, но вместе с тем и самой правильной версии G350d c трёхлитровым дизелем мощностью 211 л.с. В нём нет ни безумного разгона, ни сумасшедшего звука, ни фантастической прожорливости «Геликов» с бензиновыми турбомоторами V8.
Динамичный разгон (9,1 с до сотни), «взрослая» максимальная скорость (175 км/ч) и 11,2 л на 100 км в смешанном цикле, –комфортная жизнь с обычным современным внедорожником. О военном прошлом напоминает только плоское и почти вертикальное лобовое стекло, да тяжеленные двери, закрывающиеся с тем же металлическим звуком, что в каком-нибудь «уазике». Вот что значит постоянная работа над совершенствованием машины лучших умов самой промышленно-развитой страны Европы... С такими сам чёрт начнёт на зубок читать псалмы из Евангелия.
Арсенал
Все наши мечты о покорении серьёзного бездорожья разбились об установившиеся в Калужской области жаркие дни. Вся грязь банально высохла, а с геометрическими неровностями каждый из наших героев справился на ура. А чего вы хотели с таким арсеналом? Парадокс, но лучше всех для езды вне дорог вооружён самый комфортный на асфальте Mercedes-Benz: постоянный полный привод, пара неразрезных мостов, блокировки всех дифференциалов, клиренс 205 мм, угол въезда – 36°, угол рампы – 24° и угол съезда – 27°, глубина преодолеваемого брода 600 мм и передаточное отношение в «понижайке» 2,23:1.
Defender после очередного рестайлинга лишился блокировок межколёсных дифференциалов, но всё равно остался серьёзным бойцом: постоянный полный привод, неразрезные мосты спереди и сзади, клиренс 250 мм, угол въезда – 48,7°, угол рампы – 31°, угол съезда – 35,6°, глубина брода 500 мм и передаточное отношение 3,26:1. Что касается снижения внедорожного потенциала из-за отсутствия блокировок, то его как такового нет, ведь электроника очень удачно их имитирует. Конечно, при подготовке Defender к покорению по-настоящему серьёзного бездорожья блокировки лучше всё же поставить, но для езды на маленьких колёсах хватит и электроники.
У Jeep внедорожные возможности сильно зависят от комплектации. У всех Wrangler неразрезные мосты, подключаемый полный привод с «понижайкой» и блокировка межосевого и заднего межколёсного дифференциалов. Дальше начинаются различия: у топового Rubicon можно ради увеличения хода подвески отсоединить стабилизаторы поперечной устойчивости, а передаточное отношение понижающей передачи – совершенно лютые 4:1. Sahara, как у нас, скромнее: клиренс 256 мм, угол въезда – 38° угол рампы –21,2° угол съезда – 28°, глубина брода 500 мм и передаточное отношение 2,72:1.
Забавы на свежем воздухе
Езда на каждом из автомобилей рождает ощущение полной вседозволенности, потому что на сухом грунте они могут всё. Поэтому переночевав, кто в палатках, а кто прямо в автомобилях, на следующий день мы отсняли машины и отправились на поиски приключений в леса. Как это часто бывает, идея была идиотской с самого начала. Мало того, что дорога выходила за пределы национального парка, а значит, мы оказывались вне зоны действия ответственности его егерей, так ещё и разведывать ее поехали на одной машине. Дорога так же оказалась сухой и по большей части неинтересной, кроме одного маленького брода, но для G350d, на котором мы поехали на разведку, речка с заболоченными берегами проблем не составила.
В конце концов мы уперлись в поваленное дерево и повернули назад. Увы, за первый проезд «Гелик» заметно порушил съезд и с первого раза выбраться из русла не смог. Отъезжаем назад, чтобы взять разгон и... бах – повисаем на брюхе! Картеры мостов сняли тонкий слой грязи с утонувшего бревна, и оно оказалось аккурат между ними. Пытаешься ехать вперёд – упираешься задним картером, назад – передним. Попытки поддомкратить машину, подложить под колёса ветки или подкопать бревно к успеху не привели. Пришлось пешком идти в сторону деревни, до которой было не меньше 15 км, ждать, пока появится связь, звонить коллегам, ехать на Defender за трактором...
К счастью, нелегальный (хозяин экспроприировал его из развалившегося колхоза) трактор пусть и не с первого раза, но сдёрнул Mercedes-Benz с бревна. Geländewagen пропрыгал мостами по бревну, сопровождая освобождение жутким грохотом. Но теперь предстояло выбраться из русла реки, берега которой были превращены трактором в танковый полигон. К счастью, наша «Беларусь» оказалась модификацией с лебёдкой, с помощью которой МТЗ-50 сначала вытащила себя, а потом и нас. На спасение жертвы человеческой глупости ушло 6 часов, поэтому в Москву мы возвращались глубокой ночью. Уставшие и вымотанные, мы, тем не менее, пролетели 200 км до Москвы без особого напряжения.
И в этом прелесть и уникальность G-класса. Если Land Rover Defender годится лишь для экспедиций по бездорожью, Jeep Wrangler – для веселья за городом, то Mercedes-Benz G350d может тонуть в болоте и стучать картерами мостов по брёвнам и камням, а потом с истинно «мерседесовским» комфортом довезти пятерых взрослых людей по асфальту куда угодно. Большой театр, дорогой ресторан, яхт-клуб, ферма в Тверской области, национальный парк в Калужской или горная тропа в Сочи, – для G-класса нет мест, где он бы чувствовал себя некомфортно. Великая машина!
Вместо эпилога
Удивительно, но в Штутгарте продолжают постоянно улучшать Geländewagen и выпускать всё новые и новые версии. В прошлое ушёл G63 6x6, зато появился G500 4x42 с портальными мостами и гигантским клиренсом, как у шестиколёсника. G500 получил битурбо V8 4.0 мощностью 421 л.с. вместо атмосферного V8 5.5, а G350d обзавёлся более современной версией дизельного V6 3.0, который выдаёт 245 л.с. и 600 Нм вместо 211 л.с. и 540 Нм. Время разгона сократилось с 9,1 до 8,8 с, максимальная скорость выросла с 175 до 192 км/ч, а расход топлива упал с 11,2 до 9,9 л на 100 км.
Просят за G350d с новым мотором от 6 650 000 руб. Это чуть больше, чем просят за Lexus LX с дизельным двигателем и вровень с бензиновой версией японского внедорожника. И я не понимаю, кто и зачем предпочтёт Lexus машине из Штутгарта. G-класс комфортнее, лучше управляется, талантливее на бездорожье, а ещё у него более совершенная мультимедиа-система и удобнее сиденья. Он просто харизматичнее, в конце концов! Wrangler совсем другой. Он проще, дешевле, не так комфортен, но харизмы в нём на три «Гелика»! Кто ещё позволяет снять крышу и двери, открутив всего 15 гаек? Какой автомобиль можно с помощью комплекта заводских аксессуаров превратить в пикап? Для какого внедорожника предлагается столько тюнинга?
Если G-класс представляет собой просто великолепный рамный внедорожник, то Wrangler – это стиль жизни. Жизни, полной веселья. А вот Defender – это удовольствие с налётом БДСМ. Land Rover – единственный автомобиль в этом тесте, который нельзя назвать современным. Это ретро чистой воды со всеми вытекающими. Его нужно сравнивать с UAZ Hunter, а не с другими иностранными автомобилями. Все три участника теста стоят дорого, но только в случае с «Лэнди» у нас возник вопрос: за что платим? Сейчас в Солихалле работают над Defender следующего поколения, и он должен быть чем-то вроде Wrangler плюс лучшие британские внедорожные технологии. И вот эта машина сможет понравиться не только любителям проверять себя на пределе возможностей.