Найти тему
Калинчев

Мария Максакова. Хочешь страсти получай по морде.

У нас Максаковых три. Мать, дочь и бабка. У всех несчастные женские доли. На сцене блистали и в жизни ни в чем себе не отказывали. Жили на полную катушку, как душа просила. Каждая в свое удовольствие. Афиши, поклонники, подмостки, ну и светская хроника. Как ни крути, высшую планку этой женской певческо театральной династии задала бабка - Мария Петровна Максаковна.

Родилась 8 апреля 1902 г. в Астрахани в семье простых мещан Сидоровых. Отец был служащим Астраханского пароходства. Он умер, когда старшей Марусе, так звали в детстве будущую диву советской оперы, было 8 лет. Ей нужно было помогать матери, и она пошла, петь в церковный хор. Ей платили рубль. Она сама выучила нотную грамоту, целыми днями зубрила гаммы. Ее это так увлекло, что на поступила в музыкальное училище. Пение ее так увлекало, что она как одержимая занималась круглые сутки. Во время каникул ездила с концертами для красноармейцев, выступала в ученических спектаклях на предприятиях. По окончании училища сама пошла в астраханский оперный и устроилась там петь роли второго плана. Она вспоминала себя того времени: «Наивности моей не было предела. Как-то я услышала, разговор двух артисток театра о себе, которые говорили, что мол девчонка ходить по сцене не умеет, а уже на оклад взята. И несколько дней я провела за кулисами на стоя на коленях, смотря, как ходят во время спектакля другие артисты».

-2

В 1920 г. в Астрахань с антрепризой приехал австрийский баритон Марк Шварц, чей сценический псевдоним был Максаков. О настоящей фамилии и национальности будущего мужа Мария Максакова узнала только не за долго до его смерти в 1936 г. Она вспоминала, что по какой то надобности ей потребовался паспорт мужа и она, открыв его с ужасом увидела, что он австриец. Все похолодело в ее душе. Ведь в то время, это могло стоить не только карьеры, но и свободы. Максимилиан Максаков не отличался высоким ростом, что не позволило ему стать штатным певцом в театре у себя на Родине. Он сколотил антрепризу и с успехом гастролировал по России. Он пользовался заслуженной славой как превосходный артист и певец.

А пока в 1920 г. 18 летняя Мария страстно хотела стать солисткой. Ее не устраивали роли второго плана. Она хотела большего. После ее прослушивания Максимилиан Максаков вынес вердикт: «У Вас прекрасный голос, но вы не умеете петь». Маруся Сидорова не поверила мэтру и уехала в Петроград поступать в консерваторию. Правда, там ей вынесли точно такой же приговор, и она вернулась домой.

-3

Своим становлением как певица она обязана Марку Шварцу. Существуют разные версии, почему 50 летний баритон и 18 летняя начинающая певица связали свои судьбы. По одной из версий умирающая жена Марка сказала: «Мария хорошая, чистая девушка – женись на ней». По другой Максаков был влюблен в девицу и оставшись вдовцом предложил ей руку и сердце. Сейчас не имеет значение, что было на самом деле. Они прожили 16 счастливых лет. Уроки с Максимилианом Максаковым сделали из Маруси Марию солистку большого театра. В 1923 г. состоялся ее дебют в Большом театре. Успех был грандиозным. Вот как говорил об этом Сергей Лемешев: «Ее чистый голос лился свободно и легко. У нее была не просто ясная дикция, а поистине глубокий драматизм фразы, наполненный страстью и ревностью». Вспоминая то время, она говорила: « С утра меня ждала работа, потом спектакль, вечером слезы. Макс устраивал полный разбор моего исполнения и нагоняй за все ошибки… Ежедневно». Марк всегда называл свою жену моя Мура, а она в день его смерти написала на отрывном календаре: «Умер мой дорогой». До конца дней она считала, что это был лучшее время ее семейно жизни.

-4

Она была ведущей солисткой Большого театра. Свою лучшую роль Кармен она спела более 800 раз. Она одна из немногих артистов того времени, кому позволяли зарубежные гастроли. В одной из таких поездок через год после смерти мужа, в Польше она встретила своего второго мужа – Якова Девтяна. Посол СССР в Варшаве, а ранее первый начальник иностранного отдела ВЧК – внешняя разведка. Но их совместная жизнь была не долгой. Спектакли заканчивались поздно. Как-то возвращаясь из театра с мужем домой около полуночи они увидели стоящий около подъезда воронок. Сотрудники забрали мужа и больше его она не видела. Он был расстрелян по списком подписанным Молотовым-Сталиным 28 июня 1938 г.

-5

С этого момента Мария жила в страхе, ведь жена врага народа не могла петь в главном театре страны. Ходит легенда, что ее выручило неравнодушное отношение к ней Сталина. Вождь любил искусство. Он бывал как на спектаклях, так и вызывал к себе артистов для выступления перед иностранными делегациями и прочими гостями. И как-то не увидев ее в числе исполнителей спросил: «А где моя Максакова?» Этого хватило, что бы больше ни у кого не возникало мысли отлучить Марию от пения.

Еще больше Мария боялась, что узнают кто отец ее дочери, родившийся в 1940 г., потому что это был иммигрировавший в Америку баритон Большого театра. А в то время неизвестно, что было хуже и опасней быть вдовой расстрелянного врага народа или матерью эмигрировавшего из СССР человека.

-6

В год смерти Сталина, когда Максаковой было 51 год и она чувствовала в себе силы петь и петь, Большой театр прислал ей на дом на папиросной бумаге уведомление о выходе на пенсию. Только спустя три года было решено сделать прощальный спектакль, в котором Максакова исполнила свою знаменитую Кармен.

-7

Нужны были деньги на жизнь на содержание себя, ребенка, восстановление дачи и т.д и.т.д. Дачный дом был полностью сожжен. Он находился как раз в тех местах, где проходили бои легендарных панфиловцев. И так, став пенсионеркой в отличной профессиональной форме, лауреат ряда премий, она нашла себя в исполнении русских народных песен и романсов. Она гастролировала по всей стране. Ее исполнение врывалось в каждую советскую семью через черную тарелку репродуктора. Ее концертная деятельность продолжалась до 1965 г.

-8

Но и завершив, гастрольную деятельность она не зажила сложа руки. Привыкнув с юности интенсивно работать, она преподавала, создала народную певческую школу. Она чувствовала себя частью народа и жила для него. К ней приходило огромное количество писем. Она их прочитывала, на многие отвечала. Там где просили помощи, в силу своих возможностей старалась ее оказать. За три года до смерти, когда она жила на даче, ей в московскую квартиру в Брюсовском переулке позвонила министр культуры Фурцива и поздравила с присвоением звания Народной артистки Союза. На даче не было телефона. Аппарат был на отшибе в домике сторожа, к которому надо было еще и идти. Дочь все таки смогла дозвониться и вызвать маму к телефону. Услышав новость Мария Максакова спокойно сказала: «Поздно. Уже не интересно». Она умерла летом 1974 г.

калинчев.рф

Поет Мария Максакова "Чернобровый черноокий"