Найти тему

Когда заканчивается праздник Пасхи?

Когда заканчивается праздник Пасхи? Если смотреть по Богослужебному календарю, то определить, казалось бы, просто: в день отдания, перед праздником Вознесения Господня. А на самом деле – наверное, у всех по-разному.

Священник Сергий Круглов :

Ну, у тех, кому Пасха - прежде всего   повод для веселых розговин после изнурительного поста, заканчивается она известно когда - сразу после Радоницы, при наступлении первой постной среды: вот, мол, попраздновали, наелись мясного, и снова входим в череду привычных дней... Скажете: мол, это «плотские» - то ли дело мы, «духовные»!.. В самом деле? «Духовные»?

У многих из нас, мнящих себя «духовными»,  Пасха истощается, сходит на нет в сердце, еще раньше -   на Светлой:увы,  трудно изо всех сил  радоваться изо дня в день, трудно пребывать  ежеминутно -  в жизни вечной,  в сиянии  и славе рая, нам,  пока еще не очищенным от греха, трудно пребывать в Отчем доме на побывке нам, привыкшим жить по-походному, в  долгом странствии по тернистым  дорогам падшего мира... И многие встречают момент закрытия Царских врат перед Всенощной в Светлую субботу с печалью, но и с тайным облегчением, и возгласы «Христос воскресе!» день ото дня слышны в наших разговорах  все реже, и так хочется вернуться снова к  покаянному настроению, удалиться от Бога подальше, чтоб было пространство для земных поклонов перед Ним...

А у кого-то, и я лично знаю таких людей, Пасха не кончается никогда, как не кончалась она у батюшки Серафима. И, когда такой человек  говорит тебе при встрече: «Христос воскресе!», неважно, весной или зимой, в день воскресный или будничный  - ты знаешь: он не просто приветствует тебя, но делится  самым своим дорогим. И самым важным для нас известием: Христос не просто воскрес - Он среди нас сейчас и нас зовет воскреснуть.

Да, вслед за Пасхой следует Вознесение - но, взойдя на небо, Христос не оставил земли.  В библейском представлении  «небо», где царствует Бог, и «земля», на которой пока еще в силе грех и смерть,  вовсе не абсолютно противоположны (в этаком платоническом смысле)  друг другу. Во Христе небо пришло на землю, Бог вступил в непосредственное владение ею, как и небом.   И с момента Своего вознесения  Христос, пребывая на небе, стал доступен и всем нам на земле. Он первым, воскреснув, вошел в новый, преображенный мир Божий, в тот, который в полноте будет явлен - вспомним Символ веры: «...и царства будущего века...» - по втором Его пришествии и Суде. Мало того - Он, Сын Божий и Сын человеческий, уже сейчас -  Господь, Повелитель этого нового мира: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». И в тот же самый мир вступили за Ним и мы, через таинство крещения и таинство нового бытования в Его Церкви. Да, мы, пока еще смертные и грешные, стоим на земле и смотрим вслед Христу,  воскресшему и вознесшемуся к Отцу - но одновременно и вступили в этот новый мир за Ним, мы, как сказано однажды, и «уже» - и «пока еще не»... Тайна Вознесения, конечно, остается тайной. Но, если кто-то вздумает разгадать ее в сентиментальном духе мультяшной фрекен Бок, вздыхающей у окна: «Он улетел, но обещал вернуться!», если кто-то полагает, что наш Спаситель, хотя и придет снова к Нам в некоем умозрительном «конце времен», но сейчас-то пока далеко, а уж тем более если кто-то считает, что вот, уходя, Он нам, церковным,  оставил Свои вожжи  правления, и мы с полным правом и чувством собственной значимости можем этими вожжами охаживать наших ближних, гордясь тем, что мы христиане, - тот глубоко ошибается.

Христос ВОИСТИНУ воскрес, и этот факт неотменим. Он вознесся и воссел одесную Отца - но Он здесь, посреди нас.

И есть, и будет.

Читать далее