Христиане отмечают свой главный праздник - Пасху или Воскресение Христа. Вот уже две тысячи лет одни считают это великим чудом, другие же сомневаются в достоверности тех событий. При этом и одни и другие аргументируют свои доводы свидетельствами очевидцев тех далеких событий.
Что интересно, первыми усомнились в воскрешении апостолы. Евангельский рассказ повествует о жёнах-мироносицах, пришедших умастить тело Христа маслом, как того требовал обычай погребения.
Они не обнаружили в пещере тела, а позже сам Христос явился им воскресшим. Жёны-мироносицы поспешили обрадовать апостолов, но они им не поверили.
Апостолы же, согласно Евангелию, убедились в чуде, когда сам Иисус явился к ним.
Но в тот момент с ними не было апостола Фомы, и он потребовал вещественных доказательств - осязать раны Христа, свидетельствующие о его гибели и воскрешении из мертвых. Этот рассказ породил целый сюжет в искусстве "Уверение Фомы", а самого апостола наградил прозвищем "Неверующий".
О смерти и воскрешении Христа говорят и некоторые римские и иудейские историки.
Римский историк 1 века н.э. Тацит, описывая пожар в Риме времен Нерона, говорит что намеренно виновными были названы последователи Христа.
"Нерон, чтобы побороть слухи о том, что это именно он устроил пожар в Риме, обвинил в этом христиан, которых предал изощрённейшим казням. Это было легко сделать, т. к. христиане своими мерзостями навлекли на себя всеобщую ненависть. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат.
...члены раннехристианских общин... питали жгучую ненависть к Римскому государству... Отказываясь соблюдать культ императора, христиане жили замкнуто, таясь от властей..."
Тацит о христианах.
Но свидетельство иудейского историка 1 века н.э. Иосифа Флавия считается наиболее подробным и значимым.
"В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».
Иосиф Флавий. Иудейские древности, XVIII, 3, 3.
Споры о достоверности этого отрывка не утихали весь двадцатый век. Ведь греческий вариант рукописи Флавия мог быть подправлен в первые века ревнителями христианства. Но обнаружение древнейшего арабского списка не оставило сомнений - текст подлинный!
Так почему же историки того времени заинтересовались небольшой "иудейской сектой"?
Да просто учение, произошедшее из этой отдаленной провинции так быстро распространилось по империи, что его невозможно было игнорировать. Успех же его прост: предвестие падения нанавистного Римского государтва и установление государства справедливости.
Римские авторы, с одной стороны, пишут о христианах надменно, как правители мира, а, с другой стороны, изумляются: какой-то безвестный проповедник, уже даже казненный, а оказывает такое влияние на массы!
В любом случае историки уже не уже не ставят под сомнение правдивость сообщений древних авторов о существовании Христа. Вера же в его воскрешение - личное дело каждого.