ПОБУЖДЕНИЕ К ИДЕАЛУ. Цикл статей об истории фантастики. Можно читать по отдельности или по порядку. Новые статьи - ежедневно.
Читайте предыдущие статьи цикла в нашем журнале: 1 - Юность фантастики, 2 - Рождение литературы, 3 - Освобождение реализма, 4 - Утопия
Авторы: Николай Соснов, Лидия Трифонова
У романтизма двойня!
Стартовавший в середине 18 века технологический переворот за полтора столетия окончательно разрушил обветшалое здание европейского феодализма, хотя победившая буржуазия и позволила в ряде случаев реставрировать и сохранить старинные политические фасады. Длинная эпоха общественных потрясений, как водится, внесла изрядное смятение в умы и потребовала обновить арсенал лечебных средств культурной терапии.
Глубочайшие экономические трансформации переживала самая передовая промышленная держава — Англия. «Огораживаемое» крестьянство в одночасье пополняло ряды рабочего класса у себя на родине и за океаном. Старое дворянство уносилось ветром времени в стремительный танец слияния с презираемыми торгашами. Мелкое ремесло рассыпалось в труху под пятой крупного фабричного капитала. Пролетарии эпохи мануфактур вытеснялись станками на обочину жизни, становясь перед мнимым выбором между луддизмом и голодной смертью. Победный марш рационализма сметал в самые темные углы мусор суеверий и предрассудков, вгоняя в ступор нарождающуюся интеллигенцию. Все, и восхищавшиеся прогрессом и проклинавшие его, трепетали перед величием технического Молоха.
Неудивительно, что именно в Англии в начале 19 века с промежутком всего в один год вышли в свет два сочинения, ставшие отправными для развития двух направлений современной фантастики — научной (сай-фай или НФ) и фэнтези (мы используем термин «фэнтези» для обозначения всей фантастики, основаннной на постулировании сверхъестественного, в противоположность рационалистической сай-фай или НФ). Речь идет о романе Мэри Шелли «Франкенштейн» (1818) и рассказе Джона Полидори «Вампир».
Часто на соискание лавров родоначальника современной фантастики выдвигают и первую хронооперу - рассказ «Рип Ван Винкль» (1819) классика американской литературы Вашингтона Ирвинга. Следует отметить, что в большинстве случаев попытки выделить некие произведения как «первые» для тех или иных жанров в значительной степени условны. Так, например, на славу зачинателей фэнтези могут претендовать и немецкие сказочники начала 19 века (братья Гримм, Вильгельм Гауф и другие), и автор повести «Изабелла Египетская» Людвиг фон Арним и конечно же великий Гофман (пожалуй, более всех других). Учитывая лидерство англоязычных писателей в истории мировой фантастики, мы посчитали возможным отдать пальму первенства именно британским фантастам. Это не умаляет вклада остальных, в том числе и нашего соотечественника Михаила Матвеевича Хераскова, создавшего в конце 18 века одну из первых в мире антиутопий (в одной из частей романа «Кадм и Гармония»).
«Франкенштейн» и «Вампир» появились в рамках литературного романтизма и были созданы людьми одного круга, хоть и не равными по социальному положению (Полидори был разночинцем, а Мэри Шелли женой аристократа). Инициатором написания «Франкенштейна» и «Вампира» стал Байрон, предложивший авторам литературное соревнование и сделавшийся таким образом крестным отцом и повивальной бабкой родившейся из лона романтизма фантастической двойни.
Завтра будет опубликована следующая статья - "Молодость фэнтези".
Нравится статья? Это результат кропотливого труда. Поддержите творчество Николая Соснова денежным переводом с пометкой "Для Николая Соснова".