Слово «оброк» в заголовке использован не случайно. Оно применялась в России до 1861 года, до отмены крепостного права. Тогда оброк, по-современному налог, взимался с каждого хозяйства согласно числу работников, за этим следил староста.
Сейчас 21 век, но администрация города решила обложить жителей данью в 150 рублей с подворья безо всякого объявления и расчета, да еще с угрозами о наложении штрафа в 300-500 рублей, если не заключаешь договор. Об этом газета «Маяк» писала 28 февраля. Считаю, что это административный рэкет против населения в стиле девяностых годов.
По телефону в МУП ЖКХ никто не может разъяснить, откуда взялась эта сумма. Однако мне ответили, что с пенсионера-одиночки будут брать 100 рублей, а если прописано два пенсионера, то 150 руб. Даже если в доме проживает 5-10 человек, остается тот же фиксированный тариф. Но с какой стати?
Опишу, как утилизируются отходы и мусор в моем доме, где мы проживаем вдвоем с женой. В огороде сооружены две емкости для компоста. Весной в заполненную емкость высаживаются кабачки. Вторая заполняется ботвой, отходами в течение года, до следующей весны. Осенью перегной из первой выгружается в почву, и так чередуется каждый год. Мусор, который горит, сжигается в бочке, ботва и мелкие ветки идут в парник. Металлолом собирает машина, которая периодически со сборщиками проезжает по улице. В итоге мусора набирается небольшой пакет за два-три месяца. Там остается стеклотара, тара от бытовой химии, ненужные тряпки и обувь. И за этот пакет я должен отдать 450 рублей!
Неплохо было управленцам, прежде чем вводить в городе новые правила вывоза ТБО, оглянуться в историю и вспомнить, как это происходило раньше. Опыт довольно неплохой. В послевоенное время в Сысерти было развернуто несколько приемных пунктов вторсырья от населения. По улицам примерно раз в две недели курсировали старьевщики на лошади с телегой и собирали негодные тряпки, обувь, металл, бумагу, даже кости от домашнего скота. Взамен за сданные отходы предлагались рыболовные принадлежности и канцелярские товары: тетради карандаши, чернильные перья, ластики – все это было в дефиците. Даже такого слова, как свалка, не было. Народ жил бедно, все шло в дело, а не выбрасывалось.
Для того, чтобы принять правильное решение, администрации нужно было посоветоваться с людьми. Более приемлемой была бы талонная система. Владельцы частных домов, в основном, идут платить за газ в ЖКХ. Почему бы в одной из касс не организовать продажу талонов на 10, 20, 50 литров мусора, стоимость которых будет складываться из затрат на утилизацию соответствующего объема отходов. Талоны окрасить в разные цвета, чтобы сборщики издалека видели, что данный пакет с мусором оплачен, и талон закреплен на пакете. Разрешить сборщиком реализацию талонов на месте для тех, кто не может их приобрести в ЖКХ. Постепенно эта система привьется, так как это очень удобно и служит действительно справедливой системой оплаты за конкретный, а не выдуманный объем мусора.
Считаю, что законностью решения администрации города и МУП ЖКХ о введении налога (оброка) на вывоз мусора из домов частного сектора должна заняться прокуратура.