Найти тему

Лейденская коллекция

В Музее изобразительных искусств – выставка так называемой Лейденской коллекции. Я на нее сходила сегодня второй раз. Пойду еще скорей всего – с кем-нибудь.

Это коллекция голландской живописи XVII в., собранная Томасом и Дафной Каплан, чудесными американскими миллиардерами. Оказывается, в ХХI веке на рынок попадают шедевры Рембрандта, Вермеера, Ливенса... И, видимо, почти все шедевры голландского искусства, продававшиеся в последние 15 лет, купили Капланы. Достаточно прийти сейчас в ГМИИ, чтобы в этом убедиться. И назвали они свою коллекцию именем города, из которого происходил и в котором начинал Рембрандт.

В Лейденской коллекции много Рембрандта. Причем всех периодов его непростой жизни – это просто невероятно. Три совсем ранние (1624-25 гг.) аллегории чувств – маленькие, такие занимательные картинки, выразительные физиономии: «Извлечение камня глупости», «Пациент, упавший в обморок». Полотна тридцатых годов: «Автопортрет с затененными глазами», от которого оторваться невозможно, замечательная упрямая девушка с рыжеватыми волосами, еще портреты... Затем – произведения 40-х гг., например, этюд головки Марии, склоняющейся к младенцу на эрмитажном «Святом семействе». Роскошная уверенная в себе голландская «Минерва»... И, наконец, портрет старой женщины 1660 года – совсем другого настроения...

На выставке множество первоклассных шедевров современников, учителей и учеников Рембрандта. Замечательный Фердинанд Бол в 1642 г. написал спящего под можжевеловым кустом пророка Илию (3 Цар, 19). Живописный пожилой голландский крестьянин заснул в огороде среди соблазнительных кабачков... А у юного белобрысенького ангела, что принес Илии пищу и воду, такое милое человеческое лицо, что он похож на заботливого внука...

Крохотные и побольше восхитительные картинки мастеров «тонкой живописи». Тут мой фаворит – «Ученый, затачивающий перо» – невероятно выразительный дядька, кого-то знакомого напоминает... Он, между прочим, еще и в Эрмитаже висит, только в Питере этот ученый рассматривает глобус.

Картины Лейденской коллекции здорово перекликаются с полотнами наших музеев. Поэтому после выставки – прямой смысл пойти в залы голландской живописи. Кураторы очень умненько повесили около собственных экспонатов музея небольшие репродукции произведений из коллекции Капланов. «Торговки селедками» Геррита Дау – вариации одного сюжета (женщина показывает селедку облизывающемуся на нее мальчику), представлены и в Лейденской коллекции, и в ГМИИ, и в Эрмитаже. Первая и вторая сейчас – на расстоянии одной минуты ходу. Третья – достижима на Сапсане... И такое бывает в истории живописи вообще-то редко.

«Изгнание торгующих из храма» Рембрандта 1626 г. (ГМИИ) здорово соотносится с аллегориями чувств того же времени. Роскошные портреты Ливенса из Лейденской коллекции – с его же «Эсфирью» (ГМИИ). Хочется прямо побегать с этажа на этаж. И очень хочется – на Сапсан...

Удивительная совершенно выставка.

И, как всегда, 90% публики – дамы пенсионных лет. Какие-то две из них радовались сегодня, стоя перед Хальсом: «Как хорошо, что детишек тут нету...» А я очень хотела бы видеть там много детей...