Урок обществознания в детском интеграционном центре «Такие же дети». Мои ученики – Мина, Махмуд, Белькиз, Ромал, Бахрам, Мардок, Ани, Захал, Ислам... Они – дети беженцев из Сирии, Афганистана, стран, где трудно и опасно жить... Они – подростки, т.е. в таком возрасте, когда необходимо учиться.
Только образование дает человеку перспективу в современной жизни. Образование позволяет осознавать себя, превращать мечты в цели, достигать их, жить ярко и по-человечески. Учение усложняет мозг, вырабатывает иммунитет к заразе простых ответов на сложные вопросы...
Но этим детям учиться трудно – их не берут в школы. Учат их только волонтеры вот в этой «Школе на коленке».
Целый урок мы обсуждали понятие свободы. Сразу сказали, что свобода – это когда можешь делать, что хочешь и радоваться... Махмуд, солнышко, добавил, что «только нельзя беспокоить другого... Если твоя рука мешает кому-то на столе, надо подвинуться...»
Потом сказали про выбор. Умница Мина заявила, что свобода – это когда можно выбирать... Дальше стали говорить про ограничения: когда «хочется еще погулять, а мама не разрешает». Потому что темно, и мама волнуется... Эта сказала Захал, красивая шестнадцатилетняя девочка . «Тогда надо идти домой... надо слушаться». Иногда приходится делать выбор не в пользу свободы. Мина заметила, что если нужны деньги, то можно работать, а можно у кого-нибудь отнять... – Нет, – так нельзя, – сказала Ани.
– Почему? – спросил один из мальчиков? Если Вам (вопрос ко мне) предложат миллион долларов, но кто-то из Ваших знакомых при этом умрет – возьмете?
Десять пар черных детских глаз уперлись в меня этим вопросом. До сих пор я ничего не объясняла. Слегка только направляла . Вот тут начала отвечать и объяснять сама. Что такого выбора нет, что человека нельзя оценивать на деньги. Что сделав такой выбор, убиваешь себя раньше, чем другого.
Сверлят глазами. Возможно, некоторые из них про смерть знают больше, чем я.
Как-то сама собой поднялась в сознание история одного студента, интересовавшегося философией. Он прочитал, что бывают просто людишки, а бывают – такие, что им можно все. Ему хотелось быть именно таким, особенным, и он решил проверить себя. Выбрал противную жадную старуху. И пришел к ней с топором. Ну, а тут вошла Лизавета Ивановна, добрая, безответная и – беременная...
– Так он же троих убил, – возмущенная Мина...
– А что было дальше?
Я вообще-то сказала сразу, что рассказываю роман, но дети немедленно перенесли историю в реальность. Пришлось вспоминать подробности, всю историю Родиона Романовича... Как места себе не находил... Как страдал при встречах с другом, с сестрой, с матерью... Как бросался помогать и спасать и – не помогало... И если бы не Соня... Пришлось подбирать краски и легкие понятные слова.
У нас нередко бывает шумно, но тут стояла полная тишина. Зацепило всех.
Я люблю использовать сторителлинг на уроках, но – по историческим сюжетам. Впервые – экспромтом – рассказывала вот так сюжет художественного произведения. И, кажется, меня поняли.
Осталось ощущение успеха. И – новый опыт.