Явление детской агрессии далеко не ново. Абсолютно все родители станут свидетелями, как малыш рано или поздно топнет ножкой от злости. А дальше внезапно узнают, что их любимый ребёнок ударил девочку в детском саду. И именно в такие моменты родители начинают задавать себе вопросы, почему их ребёнок проявляет агрессию, есть ли большая разница в проявлениях злости мальчиков и девочек.
Итак, в первую очередь, с ответственностью заявляем – агрессия неизбежна. Ещё до садика наши дети начинают общаться с другими детьми в песочнице. Скорее всего, рано или поздно, они что-нибудь не поделят и начнут толкаться и пихаться. Почему? Ребенок в два года только понял, что у него есть свое ведёрко и лопатка, и что для него они представляют ценность. Делиться с другими он не хочет и не умеет. Но этот факт не означает, что его не нужно этому учить. Ровно, как и то, что учить его нужно этому немедленно. Прививать культурные нормы и правила нужно постепенно, обязательно подкрепляя это действиями. Если ваш ребёнок ударил другого, в попытке забрать свои игрушки или, напротив, хочет присвоить чужое богатство, лучшим выходом будет унести его с детской площадки, попутно объяснив, что нужно делиться, и, самое главное – очень нехорошо толкаться. Ждать мгновенной и адекватной реакции не стоит. Запасаемся терпением. И уж точно не стоит вступать в баталии с родителями другого ребёнка. Помните, что дети развиваются по-разному. И если вашего малыша обидел более взрослый ребенок, значит, его уровень развития немного застрял на уровне вашего малыша. Знайте, его родителям тоже стыдно и неудобно.
Второе, что хочется озвучить сегодня – садик – весьма опасное место. Увы, с двадцатью детьми, работает всего один воспитатель. И он физически не может уследить за всеми. Поэтому стоит быть готовым и к дракам, и к возможным синякам из-за разборок. Отдавая ребёнка в сад помните, что ваш ребёнок тоже может оказаться драчуном, поэтому не нужно ругать других родителей «трудных детей».
Третье – учимся правильной реакции. Не справляетесь с драчуном? Узнайте природу его агрессии. Может, подоплека в нас самих? А может, это уникальная черта его темперамента, которая сложилась из-за нашего невнимания. Случаются ситуации, когда ребёнок принимает определенную роль в коллективе, в котором драки – норма. Возможно, ребёнка обзывают словами, а он может ответить только силой. И в такой ситуации «махать кулаками» в сторону ребёнка ну вообще не по-взрослому. Нужно отдавать себе отчет в том, что проявление агрессии – это ответственность взрослых, которые в данный момент находятся или находились рядом. И их работа должна быть направлена не на то, чтобы наказать драчунов, а на то, чтобы предупредить гипотетическую возможность драки здесь и сейчас.
Четвёртое – сейчас становится популярна полная толерантность к дракам, или напротив, стремление полностью их избежать. Сразу хочется сказать, что обе позиции неправильны. Полностью исключить драки из жизни ребёнка, особенно мальчика, нельзя. Действительно, все к этому стремятся. И дети, действительно, практически не дерутся ни в школах, ни во дворах. Но когда-то наступает момент, когда вся скрытая агрессия вырывается наружу, и тогда, драка может привести к весьма печальным последствиям. Неправы и те, кто считает, что их ребёнок должен «так учиться жизни». Вседозволенность в плане проявления силы – ведет к антисоциальному поведению. Стоит объяснять детям, что любой конфликт можно решить словами, но и не делать из драки глобального ЧП, если конечно никто не пострадал.
Пятое – а нужно ли позволять и учить ребенка давать сдачу? Сразу отсечем попытки подискутировать на эту тему. Научить этому – невозможно. Это данность, которая живет в характере ребёнка. Нужно смириться с ней, если ваш сын напоминает рохлю, которая не может дать отпор, а буйная девчонка напоминает пацанку. Пытаться поменять этот факт – значит пытаться сломать ребёнка. Однако такие глубинные установки могут меняться как со временем, так и в зависимости от ситуации. И бывший тихоня одномоментно может дать отпор обидчику, превратившись в разъяренного волчонка. Другому ребенку проще выкинуть свой стресс, поябедничав родителям. Не надо на это реагировать чересчур резко.
Шестое – и все же, кто больше проявляет агрессию – мальчики или девочки? Как вы уже могли догадаться, гендерный признак здесь не играет роли. Тихих мальчиков столько же, сколько и активных и умеющих держать в страхе пол класса девочек. Особенно нет различий в проявлении агрессии в детском саду, когда ребёнок ещё не особо идентифицирует себя по половому признаку. Но тут нехорошо поступают родители, которые внушают детям, что «девочек бить плохо». Почему? Потому что, если плохо бить девочек, то и мальчиков также нехорошо. Ну, а если обидчица девочка, то и вообще такие рассуждения не имеют никакой объективной оценки.
Ну и напоследок – как же научить ребёнка сдерживать свою агрессию? В первую очередь, нужно обозначить, что чрезмерная вспыльчивость априори мешает жить не только окружению, но и самому ребёнку. Особенно стоит заострить на сдерживании злости, когда у неё нет веской подоплеки. Психологи советуют учить ребёнка «приёмам прерывания». Например, в особо нервные моменты считать до десяти. Хорошее поведение, например, месяц без драк и разборок, можно поощрить маленьким подарком. Будет здорово, если вы попутно будете объяснять ребёнку, когда же применение силы будет обоснованно. Например, если он увидит, когда несколько человек бьют одного и решит заступиться.
P.S. Обратите внимание на себя. Как у вас самих отношения со своей агрессией? Результат такого разговора с самим собой может быть весьма интересен. А ведь началось, то всё – с песочницы.