Автор
Любовь Ивановна Дубинкина,
г. Перевоз Нижегородской области,
фотографии автора
Отдача от дачи
Можно ли получить от дачи 200 % отдачи?
Не будь у меня такого соседа, я бы долго смеялась: какие 200? Хотя бы 50!
Творчество и вдохновение на даче
Уже четыре года я наблюдаю больше за его дачей, чем за своей.
Оговорюсь, что дачи у нас не где-нибудь на огромном пространстве, где все воруют и рушат бомжи, а в родительских поместьях, в райцентре, в поселке бывшей технической станции. Наши дальновидные родители выкупили в свое время особнячки и землю вокруг них – от крылечка и до горизонта: есть большущие палисадники, сады-огороды и по шесть картофельных соток тут же.
Поместья – под присмотром: у него там мать живет, у меня – свекровь. Лет им помногу, но в случае нашего вынужденного отсутствия бабушкам только краны для полива повернуть – все остальное предусмотрено.
Почему я говорю по единственному числу: я и мой сосед? Просто мы в своих семьях – заводилы, прорабы, агрономы, председатели в одном лице. Члены наших семей (его жена и мой муж) чаще – рабсила, когда – гости, а иногда – митинг протеста (но бабушки всегда на нашей стороне).
Четыре года удивляюсь я, откуда офицер-подводник, прослуживший до выслуги на северах, знает огородное дело?
Он смеется: а под водой-то что делать? Изучай агрономию! Ну, положим, на берегу-то он тоже бывал и трудился: детей вон шестеро.
Правда, они уже разбрелись по белу свету, но каждый год в конце июля-начале августа стараются съезжаться на пару-тройку дней: день рождения у бабушки.
Свекровь обычно зовет меня: гляди, девки загорают, а генералы картошку полют (или ягоды собирают)! Целая армия! Четыре сына – офицеры и двух дочерей умудрились за таких же просватать.
А разъезжаются гости с вареньями, сушеными яблоками, солеными сливами, травами для чая, травами-приправами да еще грибов по баночке замариновать успевают.
Помню, как в первый год работал Юрий на земле. Было ощущение, что у него над кроватью висит подробнейшая карта территории, которую он по ночам в перископ изучает.
Он не бродил по участку, не раздумывал, где что посадить, а шел целенаправленно к конкретному месту с топором или лопатой. Как позже выяснилось, у него действительно был начерчен план: прямо по курсу огурцы будут расти, а столько-то градусов южнее – под помидорчики грядки.
И технологические карты – вырезки и выписки – на все есть!
Справедливости ради следует сказать, что участок не был заброшенным (недавно умерший отец делал все, что мог), но посадки были давнишние и вид у дачи немодный.
Была осень. Сосед прикопал веточки смородины, крыжовника, чтобы на будущий год омолодить кустарники.
Купил ремонтантной малины, несколько саженцев яблонь и груш, принес из леса орешник, успел посадить клубнику.
Первое, на что я обратила внимание, как он вырезал малину и смородину. Нет, не на то, что он укорачивал побеги или разредил кустики.
Очень уж аккуратно он складывал в кучку срезанное. А за столиком тоже с секатором сидела его жена Вера и резала палочки на коротенькие отрезки.
Это на заварку для чая, пояснили мне. Да, помню, как в детстве бабушка среди зимы велела надевать дедушкины валенки и лезть в сугроб, наломать палочек.
Теперь-то я тоже такую заварку использую и могу уверить, что чай с высушенными ветками малины, смородины, а так же вишни – красивый и вкусный. Вера еще посылает палочки своей приятельнице в снежные края: от давления помогает.
Вспомнила, что не с вырезки сосед начал, а оттаранил в дальний угол большущий металлический бак и установил его за зарослями вишни-воробьятницы.
Весной бак был покрашен в морскую волну, и перископ там нарисовался. Мусор с огорода и отходы с кухни сбрасывали в одну половину бака. Когда там перегной созрел, новый компост заложили во второй половине.
В ту осень они успели перекопать лишь часть участка, зато руками выбирали корни "вечных" сорняков. Весной довели дело до конца, и теперь участок у них гораздо чище, чем у остальных.
С первого года мои соседи сеют морковь под зиму, и она поспевает у них недели на три раньше. Весной, когда все, очищая погреба и подвалы, несут на помойку испортившиеся вилки капусты, свеклу, ту же морковь, сосед мой смотрит на это с недоумением. У них нет таких остатков!
Они вволю наслаждались молодыми овощами, соком из них. Позднюю морковь Вера тщательно мыла.
Хорошо просушивала и ставила носиками кверху в целлофановые пакеты, не завязывая их. Весной вынимала из погреба, словно только что с грядки.
Кстати сказать, кроме подвала у них два погреба. Капусту с картошкой, например, они вместе не держат: бабка объяснила, что "картофель нехорошо для капусты дышит".
Овощные блюда, в том числе свекольно-морковные котлеты, соседи готовят не только в пост. Капуста в разных видах вообще со стола не сходит. Кабачки фаршированные с добавлением чесночка, каша с тыквой… А с картошкой они даже ватрушки пекут. То есть используют выращенное на даче по полной программе.
Посадочный материал у передовиков дачного производства за редким исключением свой. И, видимо, качество семян, соблюдение севооборота, умный уход помогают им отменный урожай выращивать. А хранить и использовать они его умеют.
Я частенько поглядываю, чем заняты мои соседи сегодня.
Ага, Вера собирает желтые головки будущих одуванчиков. Зальет чем-нибудь спиртосодержащим.
Так же поступит и с кистями белой сирени. Готово растирание от ломоты! А когда появятся одуванчики-шары, соседка будет целиться на самые крупные с баллончиком лака для волос.
Зимой я увижу трогательный букет с еловыми ветками. Вот Вера намеревается собирать на сплетенный мужем поднос листья подорожника – в тени под яблонями такие здоровенные кусты вырастают!
А с какой ранней-ранней весны у них на столе зеленые салаты!
В укромных уголочках, где нет ветров, но зато много солнца, вылезает зелень так рано, что и снег-то не везде сошел. Лук-порей, лук-слизун, щавель – в пироги начинка.
Яички у них от своих птичек. Для них, кстати, они собирают крапиву, выращивают большую гряду петрушки.
И каждое утро я слышу мерное постукивание топорика: скорлупу и траву курочкам на обед мельчат.
Любовь и вздохи на дачной скамейке у колодца
На участке у моих соседей не только аккуратно, но и красиво, интересно, я бы даже сказала. То тут, то там растут небольшими группками сальвии, ромашки, васильки… Календула обрамляет грядки, соседка собирает лепесточки, сушит для внуков: помогает при простуде горла, как и подорожник.
Отдельная песня – топинамбур, у которого они используют и вершки и корешки: при цветении он очень украшает участок, блюд из него готовят много и разных, а из стеблей веники банные делают – говорят "ощущение непередаваемое".
Много чучел-пугал, конечно, в основном моряки: стоят навытяжку, держат штурвал, вглядываются в далекий берег через бинокль, висят на реях…
В прелестной беседке можно попить чайку с капитаном Немо и адмиралом Нельсоном…
Знаю, что в планах у него сделать мельницу в саду для внуков, чтобы они могли там играть в жару. Фонтанчик – тоже в перспективе.
Сейчас Юрий сооружает в палисаднике водоем: купил два причудливых по форме резервуара, наготове весь отделочный материал, только что покрыл водоотталкивающим составом горбатый мостик.
А в уголке уже установил декоративный колодец, и Вера сажает цветы в нем и вокруг. И я им не сознаюсь, а вам шепну, что видела их на скамеечке у колодца целующимися!
И каждый день с ранней весны дачники заготавливают что-то впрок, начиная со съедобного и заканчивая красивыми петушиными перьями, причудливыми корнями, коряжками. Оба они – и муж и жена – великолепные мастера что-нибудь сооружать из всего, что под руку попадется: картины, коллажи, букеты, инсталляции.
Грандиозная помойка была у нас за сараями! Сосед несколько дней ее громил – вытаскивал какие-то бачки, проволоку, старые светильники попадались, чашки-плошки. Отложил он это все в сторону, затем пригнал трактор. Мужики подмогли: погрузили мусор в добытый Юрием же самосвал. Потом подключились женщины, и теперь у нас посреди океана цветов и кустарников лежит подводная лодка, а на ней все мальцы служат.. Мухоморов – из березовых пеньков и старых тазиков – у каждого дома растет по кучке. Дурной пример заразителен, говорят. Хороший – тоже!
Вчера мои соседи носа не показывали. Наутро доложились, что ездили к своим сослуживцам, которые тоже вернулись в родительский дом и на 25 сотках настроили теплиц, развели цветы – продают семена, рассаду, букеты, фрукты и овощи, открыли в областном центре цветочный магазинчик.
За опытом, значит, ездили? Скорее – утвердиться в своем решении, поправляют меня супруги. У них уже есть какие-то наработки: на выставках охотно покупают их картины, рукодельницы приносят Юрию свои работы для оформления по всем правилам – в багет, с паспарту, под стекло.
Каждую весну они сдают в пункты общественного питания излишки солений-варений. Видела, что перерабатывают на крахмал картофель. Есть чему еще поучиться у этих людей
Труд механизирован по максимуму: есть мотоприспособления, парники открываются и закрываются одним движением руки, очень удобные лопаточки, грабельки…
И они подтвердили: мы не работаем до упаду.
Как говорится, война войной, а по расписанию сон, обед, физкультминутки, любимые телепередачи.
Когда идет футбол по ТВ, если бы не жена, грядки могли бы остаться без полива. Зимой рядом с заядлым хоккейным болельщиком тихонько жена пристраивается и наклеивает семена на рулончики туалетной бумаги – вот отчего у них рядочки на грядках ровнехонькие!
И еще один их довод. На даче надо много работать, чтобы получить от дачи максимальную отдачу.
А что вы хотите? Люди на работе проводят по восемь часов – с перекусом бэпэшками, без свежего воздуха, под неусыпным контролем начальников и завистников.
Юрий вспоминает, сколько лет он света божьего не видел.
А Вера добавляет: ведь всю жизнь ждала его, в море глядючи, а теперь мы столько и только вместе!