Найти тему
АРХГАРАЖ

Проектная документация vs Рабочая документация

Оглавление

Речь пойдет о стадиях проектирования. Какие. Зачем. В чем разница.

Как всегда буду писать по-простому. Хотите большего. Пожалуйста. Читайте Постановление правительства №87 "О составе проектной документации...", и ГОСТы 21.1101-2013 и 21.501-2011 требования и правила выполнения.

Итак. Начинать все стоит с предпроектных проработок. Хотя тут тоже могут быть варианты в зависимости от масштаба проектируемых объектов. Может быть самой первой работой по объекту ТЭО - технико-экономическое обоснование. Может быть концепция. Может быть эскизный проект (или как его называют сейчас предпроектные проработки).

Концепция

от эскизного, на мой взгляд, отличается степенью проработки. Я стараюсь рисовать концепции от руки. Например вот так:

-2

Как правило, для первого разговора этого бывает достаточно. Посадку тоже можно от руки, но если участок маленький, посадка плотная, существующие сети, лучше сразу на компьютере садить. Более точно получится.

Эскизный проект или предпроектные проработки

включает в себя больше информации: генплан с расчетом парковок, планы, разрезы, фасады, картинки. Сшиваю все в альбом:

Схема  планировочной организации земельного участка на топооснове
Схема планировочной организации земельного участка на топооснове
Картинка из эскизного проекта еще...
Картинка из эскизного проекта еще...

Для чего он вообще этот эскизный нужен. В него несколько смыслов вкладывается. Застройщик может понять, что получается примерно из его участка. Может начать разговаривать с инвесторами, с картинками это проще, чем на пальцах. Может податься на публичные слушанья со схемой ПЗУ. Об этом отдельно буду писать, так как не раз участвовал и экспертизы делал для слушаний. Может отдать в СЭС (Роспотребнадзор). Особенно, если речь идет о жилье. Именно на этой стадии прорабатываются расчеты по КЕО (Коэффициент естественного освещения) и инсоляции.

Проектная документация

О ней в 87-м постановлении все расписано. Не буду критиковать его авторов, но в плане архитектурных решений в 87-м написана лажа полная. Я все чаще встречаю на экспертизе графическую часть, подготовленную строго по пунктам данного норматива, и предлагаю вам так не делать. Эксперту, рассматривающему вашу документацию, выполненную таким образом приходится запрашивать еще и раздел КР, чтобы понять хоть что-то. Поэтому лучше по составу чертежей делать как минимум, как и в эскизном - планы с экспликациями, разрезы (с флажками), фасады (с ведомостью отделки), плюс добавить пару принципиальных узлов. Я обычно даю, например, узел опирания наружной версты, если дом кирпичный или примыкание глухой части витража к перекрытию с противопожарной рассечкой. В общем то, что может вызвать вопросы.

В текстовой части разделов проектной документации пишу как можно больше информации и как можно подробнее расписываю каждый пункт.

Для чего она нужна? Проектная документация проходит все согласования. Именно проектной документации, должно соответствовать построенное здание. Потому что, ее (ПД) рассматривают при сдаче в эксплуатацию, а не рабочую документацию. Это очень важный момент. Нужно стараться продумывать технические решения более подробно именно на проектной. Конечно, изменения будут в любом случае. Но от степени изменений и отступлений от проекта при строительстве зависит необходимость повторного прохождения экспертизы перед сдачей в эксплуатацию. В управление архитектурно-строительной инспекции (в некоторых регионах управление архитектуры и градостроительства) сдается с заявкой на получение разрешения на строительство именно проектная документация. В строительный надзор сдается она же. В архив органов исполнительной власти сдается также экземпляр проектной документации. Экспертизу проходит, естественно, только проектная документация.

Для объектов капитального строительства обычно ПД состоит из 16 разделов, бывает и больше, если например есть газовая котельная. Архитектор на разных объектах может закрывать самостоятельно ПЗ, ПЗУ, АР, ТХ, ОДИ, ЭЭФ, ТОБЭ. Некоторые, знаю, делают ПБ сами. Но я отдаю узким специалистам. Всякий раз, смотрю на свои решения, думаю, все правильно... Отправляю им, и в итоге всегда есть такие тонкости, мелочи, нюансы, а бывают и серьезные ошибки, которые я не учел. Очень объемные нормы по пожарной безопасности, к тому же, бывает, нужны расчеты пожарного риска. В общем, считаю, на пожарной безопасности, как и на конструктиве нельзя экономить. И тот и другой раздел, как никакой другой влияет на безопасность и надежность здания. И то и другое должны делать самые опытные и серьезные специалисты.

Как-то разместив вакансию архитектора, получил отклик от молодой девушки, утверждавшей, что генплан, архитектуру, инвалидов и энергоэффективность "должны делать как минимум три разных человека". На что ответил ей, что сам умею делать все эти разделы и готов обучать. В разных организациях по-разному проходит рабочий процесс и распределяются функции, но каждый, кто стремится к какому-то росту, просто обязан изучать новое. Беритесь и делайте. Пробуйте на маленьких объектах. Расти можно не только "в верх", но еще "в ширь".

Важный момент. Оформляется в тома. То есть сшивается в пружину. Потому что так проще проверять и хранить в кабинете. В отличие от рабочих чертежей, которые складываются штампами вверх и засовываются в папки. Опять же для удобства. На стройке так проще повесить на стенку, разложить на столе в прорабке или выдать лист каменщикам.

Есть специальный ГОСТ 2.501-88, там прямо схемы нарисованы как сложить в папки, а как под сшивку.

Рабочая документация

выдается на стройку. Она же является следствием, логическим завершением всех ранее принятых решений. Не содержит текстовой части, в отличие от проектной. Она там не нужна, никто не читает ее. Вся писанина в общих указаниях на первом листе и примечаниях на самих чертежах. кстати, слово "Примечание" не пишется. Ставится только его порядковый номер. Здесь даются четкие указания и объяснения. Например марки кирпича и раствора, гидроизоляция и указания по ее выполнению, утепление, какие-то моменты по отделке и т.д.

Степень деталировки рабочки у каждого своя. Я пишу статью, а один мой знакомый архитектор в это время на свое здание вычерчивает 100-й!!! лист в раздел АР. И такое бывает. Фасады очень сложные с лепниной. И человек делает свою работу очень хорошо и качественно. Я работал в строительной компании, там требование было, на всех объектах все внутренние кирпичные перегородки вычерчивали в развертках с порядовками кирпича. Минимальный набор ведомостей и спецификаций в АР - это перемычки, отверстия, проемы, окна и двери, отделка внутренняя и наружная.

Очень важно отразить в рабочих чертежах все, что было написано в проектной документации. При чем во всех вышеперечисленных разделах. Так как часто раздела технологии нету на рабочке, считайте строители его никогда не увидят, ОДИ в принципе нету, ПОС, ООС, ПБ тоже самое.

Важный момент, архитектор сводит всю строительную и инженерную часть, все пересечения воздуховодов, труб и конструкций отслеживаем мы. Замечательно, когда смежники проверяют друг друга, еще лучше, когда в BIM-модели все работают. Но, к сожалению, пока мы к этому только начинаем двигаться.

-6

Иногда на небольших объектах безэкспертных можно сделать вообще все одну стадию. И придумать идею, и согласовать, и на стройку отдать эту же документацию. На обложках и в штампах будет "П", а в составе чертежей также будут спецификации и узлы.

Делайте сразу же на чистовую. На эскизном прорабатывайте как можно лучше решение. Потом меньше переделок будет. То же самое и к проектной относится. Это сложно, но все с опытом приходит, начинаешь видеть заранее многие вещи.

Возвращаясь к выполняемым архитектором разделам проекта. Необходимо научиться делать как можно больше разделов самостоятельно по нескольким причинам. Первое, вы будете востребованы как специалист всегда, даже в кризисы и на спаде ранка к вам будут обращаться. Второе, в стремлении стать руководителем, ГАПом или ГИПом, вы будете больше понимать в процессах проектирования, у вас видение будет не только широкое, но и более детальное. Вы сможете лучше проверять данные разделы, когда придет время передавать функции исполнителей вашим младшим товарищам. И третье, вы будете чувствовать большее уважение от вашей команды, став руководителем, если они будут знать, что вы прошли такой же путь и умеете не только руками водить, но и чертить, считать, писать ответы на замечания инспекторов и экспертов. Вы сможете не просто ставить задачи, но и качественно объяснять, что нужно сделать, а также проверять, получая лучший результат. Качество проектной документации напрямую зависит и от навыков исполнителя, и еще больше от навыков руководителя.

Понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подпишитесь на канал