1 – вал якоря
2 – "положительная" щетка
3 – щеткодержатель
4 – скоба
5 – контактные болты
6 – тяговое реле
7 – контактная пластина
8 – сердечник тягового реле
9 – шток тягового реле
10 – удерживающая обмотка
11 – втягивающая обмотка;
12 – якорь реле
13 – передняя крышка
14 – рычаг привода
15 – кронштейн рычага
16 – прокладка
17 – ось планетарной шестерни
18 – опора вала привода с вкладышем
19 – обгонная муфта
20 – ограничительное кольцо
21 – втулка передней крышки
22– вал привода
23 – кольцо отводящее
24 – шестерня с внутренними зубьями
25 – водило
26 – центральная (ведущая) шестерня
27 – сателлит
28 – опора вала якоря с вкладышем
29 – сердечник якоря
30 – постоянный магнит
31 – коллектор
32 – задняя крышка с втулкой
Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
Технические характеристики стартера 57.3708
Характеристика
Значение
Номинальная мощность, кВт
1,55
Потребляемый ток при максимальной мощности, А, не более
375
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, А, не более
700
Потребляемый ток в режиме холостого хода, А, не более
80
К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита, изнутри они дополнительно прикреплены развальцованной алюминиевой втулкой. Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре вала. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической).
На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты редуктора и якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение "стартер" напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.
Снятие и разборка стартера
Схема соединений стартера
1 – аккумуляторная батарея
2 – генератор
3 – стартер
4 – выключатель зажигания
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике, сняв брызговик двигателя
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
- Отсоединяем провод управления тяговым реле.
- Ключом "на 13" отворачиваем гайку плюсового провода стартера…
…и снимаем его.
- Ключом "на 15" отворачиваем две гайки крепления стартера к картеру сцепления.
- Снимаем стартер.
- Головкой "на 10" отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле и снимаем с вывода наконечник провода.
- Головкой "на 8" отворачиваем два болта крепления тягового реле…
…и снимаем его.
- Соединение тягового реле с передней крышкой стартера уплотнено прокладкой. Снимаем прокладку и вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле.
- Ключом «на 10» отворачиваем две гайки стяжных шпилек.
- Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.
- Снимаем с вала якоря центральную шестерню.
- Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…
…и снимаем заднюю крышку.
- Снимаем щеткодержатель.
- Вынимаем из статора якорь.
- Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.
- Вынимаем опору вала якоря.
- Вынимаем три планетарных шестерни привода.
- Нажимая пальцем на шестерню привода, отверткой поддеваем опору рычага и снимаем привод в сборе с опорой вала привода и рычагом.
- Снимаем опору с рычага.
- Опираем торцевую поверхность коронной шестерни о деревянный брусок.
- Расположив губки рожкового ключа «на 13» на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
- Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его.
- Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.
- Снимаем привод в сборе.
- Щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его.
- Снимаем шайбу…
…и опору вала привода.
- Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.
- Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается.
- При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой.
- При сильном обгорании и износе якорь следует заменить.
- Задиры и наволакивание материала подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
- Омметром проверяем обмотки якоря на замыкание на корпус. Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается.
- При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сборку стартера выполняем в обратной последовательности.
- Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, для того чтобы щетки вдвинулись в направляющие.
- Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины…
…вынимаем пружину.
- После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
- Устанавливаем заднюю крышку и крепим ее к щеткодержателю.
- При установке якоря в статор придерживаем длинной отверткой якорь от притягивания его постоянными магнитами статора и опускаем статор на заднюю крышку.
- Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.
- На шестерни планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.