Петербургская организованная группа несколько лет методически очищает карманы пенсионеров. Аферисты выступают открыто. Коллег ищут на популярных рекрутинговых ресурсах.
Хочешь заработать денег за счет самой бедной части Петербурга – добро пожаловать в команду. Ищем на сайтах объявление о наборе менеджеров в частную компанию со словом «Водоканал» в названии – и вперед. Зарплата выше среднегородской обеспечена. «Фонтанка» посмотрела, как изнутри выглядит бизнес на фильтрах водоочистки. Мы почти научились продавать их в пять раз дороже магазинной цены, главное – не комплексовать, не обращаться к клиентам младше шестидесяти и выучить магическое заклинание.
Приличное мошенничество если и не искусство, то уж точно непростое ремесло, а требующее фантазии и тщательной подготовки. Если есть шарм и кураж, получается уголовно наказуемо, но красиво. Это не наша история. Мы о том, что проще и безопасней. Зачем комбинировать, пытаясь забрать миллионы у нескольких сильных и богатых, если можно обобрать сотни бедных и пожилых.
Где принимают в аферисты
Вступить в позорное общество нетрудно. Телефон и адрес можно найти, например, на hh.ru: «ООО «Служба Водоканал», менеджер прямых продаж. Номер мобильного телефона, адрес в бизнес-центре на Ленинском проспекте, дом 160. Звоните, не стесняйтесь, вас обязательно позовут на собеседование. Журналиста «Фонтанки» пригласили прямо в день звонка, не поинтересовавшись ничем, кроме имени. Откладывать не хотелось, и пришлось работать «с колес» – без какого-либо резюме и без документов.
В бизнес-центре пропускной режим, девушка за стойкой пропустила, записав фамилию и номер офиса (если соберетесь – 632). Лифт, шестой этаж, длинный коридор с дверями без вывесок. 632 – в самом конце, у окна, без особых примет. Выглянула некая сотрудница: «Вы на собеседование? Заполните анкету».
«Анкету» пришлось заполнять в коридоре на подоконнике. Вопросов не много: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, образование, два последних места работы. К «шефу» пригласили почти сразу.
Руководитель компании Данил Романович Скородумов времени не терял (официально гендиректором числится некий Трескин, но Скородумов заверил, что истинный глава – он). Ограничившись парой вопросов о предыдущих местах работы (и не слишком внимательно выслушав сбивчивые ответы), перешел к делу, объяснив, что его бизнес – продажа «систем очистки воды»: «Наши специалисты – в куртках наших, коммунальских, как мы их называем, приезжают на объекты, объекты вторичного фонда жилья, мы сейчас работаем с домами старше 20 лет, и ведут диалог с собственниками напрямую. Не через «управляшку», не через ТСЖ, не через ЖКХ, напрямую с собственником вторичного фонда жилья непосредственно. Диалог ведется на заключение договора на установку системы очистки воды. Наш менеджер с одной сделки получает 4 тысячи рублей. Это то, что сейчас на начальном этапе. Есть градации, старший менеджер получает другие деньги (8 тысяч за лично проданный фильтр и 4 тысячи за фильтр, проданный курируемым младшим менеджером. – Прим. ред.), и так далее … по оплате, на которую вы можете рассчитывать в первый месяц работы, – это 45 – 50 тысяч рублей… Если наше предложение вас заинтересует – поедете на обзорный день, посмотрите. Я представлю вас специалисту – с ним весь день будете только наблюдать: что ребята говорят, как сделки заключаются».
«Диалог идет один и тот же. «Спич» – так это называется. Его надо будет выучить, потом сдать. После этого можно будет выпускать «в поле», на диалог с клиентом. С помощью него [«спича»] всё закрывается. Отсебятину нести нельзя», – строго указал потенциальный работодатель. Вот и получается, что в итоге наши пожилые остаются несчем.