Если спросить современного человека, что он думает об аде и рае, то он скорее всего ответит, что эта тема непонятна и говорить там особо не о чем. Более того, бытует мнение, что пребывание в небесных садах, где играют на арфах и едят яблоки, довольно скучное занятие, тем более, если это происходит целую вечность. Тема ада и рая непопулярна, неинтересна и неактуальна в глазах многих, но так было не всегда.
Проблема в том, что в странах с более-менее высоким уровнем жизни человек не особо задумывается о том, что будет после смерти, потому что здесь, на земле он уже чувствует себя в относительной безопасности и комфорте. Раньше, когда жизнь человека была коротка, многие умирали от болезней и бесконечных войн и чаще думали о посмертной участи, которая являлась подлинной ценностью. Сейчас же смерть кажется чем-то далёким, о ней не хочется размышлять, люди больше думают о том, чтобы иметь достойный доход и достаток здесь и сейчас.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
(А.С.Пушкин)
Поэт хорошо сумел выразить то, что смерть близка к каждому человеку, мы не знаем, где и когда настанет "тот час". Сегодня Великая Суббота, до Пасхи осталось менее суток, и мы вспоминаем о том, что трудно описать, потому что об этом достаточно мало сведений в Священном Писании - о сошествии Христа в ад.
Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
(1-е Послание Апостола Петра 3:16-22)
Данный текст представляет собой продолжение учения о том, что христианину нужно всегда святить Христа как Господа в сердце и быть готовым дать отчёт каждому, кто спросит тебя о том, на что ты надеешься (здесь же, ст.15). И это упование, конечно, не в том, что Бог избавляет от всех забот и проблем, как считают некоторые. Более того, апостол Павел говорит, что те, кто надеются на Христа только в этой жизни, несчастнее всех человеков (1Кор.15:19).
Апостол Пётр здесь, говоря о «доброй совести/сознании» рассказывает суть Евангелия - Иисус пострадал за наши грехи, умерев физически. Именно с этого же в День Пятидесятницы началась Церковь, когда Пётр, цитируя книгу Псалтирь, рассказывает о том, что «узы смерти» не могут удержать Христа, а также о том, что душа Его не увидит тления и не останется в аду (Деяния 2).
Здесь же, в своём Послании первоверховный Апостол говорит о том, что целью Христа было привести нас к Богу, и этот скорбный путь был единственной возможностью осуществить этот план. Учение о сошествии Христа в ад кроме прочего содержится в древнейшем Апостольском Символе Веры:
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мёртвых.
Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь
Существует опасное заблуждение, что между адом и раем существует возможность перехода, например, эта ошибочная идея высказывается в кинокартине «Куда приводят мечты» Винсента Уорда. Однако, история о богаче и Лазаре, рассказанная Иисусом (Лк.16), говорит о непреодолимой пропасти между этими загробными мирами. И если человек попал в один из них, то уже не сможет перейти в другой.
Согласно мнению многих ранних христианских авторов, Отцов Церкви, целью сошествия Иисуса Христа в ад было выведение оттуда душ ветхозаветных праведников, находившихся в месте, которое также называется «лоно Авраамово» и перенесение их в рай для ожидания второго пришествия Господа, когда произойдёт окончательное воскресение и получение всеми верующими прославленного тела подобного Телу Иисуса Христа после воскресения.
Наша надежда в том, что через крещение мы умираем со Христом - погружаясь в воду мы принимаем Его смерть, находясь в воде мы пребываем в царстве мёртвых, поднимаясь из воды - воскресаем к новой жизни. Уже сейчас через крещение произошло первое спасение - от тяжести прошлых грехов, также происходит второе спасение - мы побеждаем греховную природу, но нужно хранить добрую совесть, чтобы однажды обрести третье, окончательное спасение - вечную жизнь с Богом.
Будем же помнить о страданиях Господа, чтобы сохранить до конца спасительную веру и надежду на вечную жизнь!
Автор: Марат Загидуллин
Следующий день (ссылка). Предыдущий (ссылка). Первый день поста (ссылка).
Если статья была Вам полезной, лайк, поделитесь, подписывайтесь.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).