Гоген и Моне, Крамской и Пикассо, что между ними общего? У всех у них был огромный талант и не было денег. Да-да, отсюда таинственные истории об обнаруженных рентгеновским лучом рисунках-призраках — у художников порой просто не было денег, и старые холсты зашпаклёвывались, чтобы дать жизнь новым рисункам. Конечно, и не о каких дубовых резных рамах не могло идти речи и картины порой оставались в прямом смысле голыми.
Об обнажённых картинах и пойдёт сегодня речь. Статья получилась очень тонкой и психологической. Уверена, после неё вы ещё больше поймёте мотивы художников и будете воспринимать их в музеях и галереях по-особенному. Ведь в этом и задача моего блога — просвещать, приоткрывать и помогать переосмысливать!
Вообще вопрос «одежды» картин взят мною не с потолка. В 2014 году Третьяковская галерея посвятила не маленькую выставку, рассматривающую раму в нескольких аспектах. Другие крупные культурнее центры Европы и Америки затронули эту тему ещё раньше: в 1989 году в Париже прошла выставка «Рама для живописи»; в 1990 году в Нью-Йорке — «Искусство рамы»; в 1995-м в Вене — «Картина и рама. В идеальной гармонии»; в 1996-м в Лондоне — «Искусство картинной рамы» и, наконец, в 2005-м в Русском музее Санкт-Петербурга. Кстати, петербургская выставка так и называлась — «Одеть картину».
Дабы не перегружать вас, уважаемые читатели, обилием рассуждений и лишней информации, устроим блиц и за 3 пункта выясним, что же вы должны знать об «одежде» известных картин.
1. Часто рама — часть задумки произведения
Правда, такой подход к раме появился у русских художников довольно поздно — после 1860-х. Рамы выступают своеобразными эпиграфами к самим произведениям. Обратите внимание на сплетённые верёвки в углах рамы картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне».
2. Рама как исторический маячок
Особое оформление рамы может отсылать зрителя к той эпохе, которая изображалась на самой картине. Как, например, это делал Поленов в «Эрейхтеоне».
3. Обыграть безденежье
В эпоху модерна рамы стали гораздо более плоскими и тонкими, что позднее приведет к отказу от рамы в целом. Что примечательно, некоторые бедные модернисты обернули эту модернистскую моду себе же на руку — они не стыдились выставляться без рам, прикрывая безденежье тонким замыслом.
Несмотря на то, что для некоторых художников вопрос рамы имел вполне прозаичное денежное значение, открывается, что в целом эта тема очень созвучна с идеей чеховского «Человека в футляре». И многие известные и популярные картины потеряют для нас прежний интерес и узнаваемость, останься они без привычных одежд. Возможно, ввиду нашей зрительской неподготовленности.