Морские археологи пытаются понять, почему в Яванском море у берегов Индонезии затонул древний корабль.
Исследователи из музея естественной истории в Чикаго объединили доказательства, чтобы узнать больше о грузе с корабля и откуда он шёл.
Рыбаки нашли крушение в 1980-х годах. Тысячи керамических изделий, чугунных предметов и предметов роскоши (бивни слона и смолы, используемые для благовоний) - это всё, что осталось от крушения после того, как деревянный корпус сгнил под водой.
В 1996 году, когда археологи восстановили крушение, они решили, что оно случилось в период с середины до конца XIII века. Дата была получена на основе образца смолы.
Скорее всего, судно шло из Цюаньчжоу в Южном Китае в Тубан на острове Ява.
В конце 1990-х годов более 7 500 артефактов были переданы в дар музею. В 2014 году археологи обратились к специалистам по керамике из Китая и Японии. Оказалось, что некоторая керамика из яванского кораблекрушения была изготовлена в XI и XII веках. Это, а также надписи на керамических изделиях вновь подняли вопрос о датировке.
Археологи провели радиометрический анализ, который является более точным. Метод называет Ускоренная масс-спектрометрия.
Анализ показал, что судно затонуло на 100 лет раньше, чем предполагалось первоначально: ближе ко второй половине XII века, а не к последней четверти XIII.
Почему разница в сто лет существенна?
В течение XII века морская торговля росла и становилась более открытой в экономическом плане. Следовательно, правление Южной династии Сун (1127-1279 гг.) поощряло китайских торговцев выезжать за границу вместо того, чтобы полагаться на иностранные миссии, направляющиеся в Китай.
Это также время, когда обострилась конкуренция между морскими обществами Юго-Восточной Азии. Великая империя Сривиджая, которая когда-то контролировала большую часть морской торговли в регионе, находилась в упадке. Её место оставалось свободным, и его кто-то должен был занять.
Новые выводы основаны также на сохранившихся надписях. На одной из них указано место Цзяньнин Фу, которое указывает только на правление династии Сун с 1162 по 1278 годы. Затем оно было изменено на Цзяньнин Лу, когда к правлению пришла династия Юань.
Подводная тайна
Сбор фактов о кораблекрушении затруднён по разным причинам. Солёность океана и морские обитатели ухудшили состояние и целостность артефактов. Большой проблемой остаётся и мародёрство.
Чтобы научно-исследовательское учреждение могло защитить место крушения, ему нужно быстро задокументировать его сразу после открытия и работать в партнёрстве с местными общинами. Но учёные часто ограничены в финансах и вынуждены решать другие проблемы, на что требуется много времени.
Этим пользуются мародёры. Чем больше мародёрам удастся забрать, тем больше вопросов останется у археологов.
Поэтому учёные взялись за тестирование артефактов. Они проанализировали два образца смолы, один образец слоновой кости и надписи на керамических кувшинах.
Образцы смолы и слоновой кости были сильно повреждены. При анализе их временной диапазон составил от 889 до 1261 года.
Удивительно, но как только твёрдый слой был удалён со смолы, внутри оказалась всё ещё стеклянная смола, издающая сладкий запах.
Если рассматривать только органические материалы, вроде слоновой кости и смолы, то сложно установить дату крушения. Океан повлиял на органические материалы, поэтому при анализе диапазон дат получается слишком широким.
Иногда органические материалы давали более ранние даты, чем самая ранняя дата, когда корабль мог отплыть. Если судить по надписи Цзяньнин Фу, это 1162 год.
Это исследование наглядно показывает, насколько важно рассматривать сразу несколько доказательств при попытке ответить на археологические вопросы.
Именно поэтому команда археологов сосредоточилась на анализе керамики, её стилях и формах, сделала ускоренную масс-спектрометрию и изучила надписи, размещённые на керамических сосудах.
Эти надписи самые ранние. Их можно датировать периодом династии Хань, которая правила с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры.
Большинство знаков на керамике в то время - это фамилии, номера или надписи, которые могут рассказать о самом судне.
Прослеживая связь
Возможность связать друг с другом похожие материалы с места кораблекрушения может восполнить исторические пустоты. Керамика может рассказать о том, в какой местности она подверглась обжигу, где производилась.
Опираясь на знания других археологов, можно выяснить, где жили купцы, в каких портах останавливался корабль, узнать о назначении керамических изделий.
Количество керамических изделий, обнаруженных на месте кораблекрушения в 1996 году впечатляет. Их более 12 000. Это свидетельствует о масштабах и интенсивности массового производства в Китае в то время.
По одной из оценок, первоначальное количество керамических изделий на борту затонувшего судна составляло 100 000, то есть 30 тонн.
Это огромное количество товаров для торговли. И это только на одном торговом судне. И это - яркое свидетельство высокого спроса на китайскую керамику за рубежом для использования в домах, храмах, дворцах и правительственных зданиях.
Музей сотрудничает с исследователями университета, чтобы определить происхождение смолы, найти места, где обжигалась керамика и определить возраст слоновой кости.
Примерно в то же время на Филиппинах произошло кораблекрушение. Там был обнаружен груз, который удивительно похож на груз из кораблекрушения в Яванском море.
Археологи планируют проследить связь с другими археологическими памятниками в Восточной и Юго-Восточной Азии и всего Индийского океана, чтобы исследовать международные торговые сети и процессы, связанные с глобализацией 800-летней давности.
Сокровища затонувшего корабля можно посмотреть здесь.
По материалам edition.cnn.com