Шахматы » Эндшпиль » Маты
Мат слоном и конём особого практического значения не имеет. Встречается крайне редко и, наверное, каждый такой случай в игре мастеров становится известен шахматной публике.
Так в 1979 году на 47 чемпионате СССР в Минске международный мастер Юрий Аникаев проверял технику гроссмейстера Юрия Балашова, последний за 20 ходов загнал в нужный угол короля мастера, после чего тот сдался.
Но, не всегда так бывает: советский мастер Поляк в аналогичной ситуации оказался не на высоте и за 50 ходов не смог поставить мат, партия закончилась вничью при таком громадном материальном перевесе с его стороны. «Короля надо было гнать в угол цвета слона!» — говорили ему после партии. «Я-то гнал, но он туда почему-то не шёл».
Почему-то не пошёл туда, куда надо король, против которого боролась со слоном и конём чемпионка мира Анна Ушенина на четвёртом этапе Гран-При в 2013 году. Её соперница Ольга Гиря в худшей позиции разменялась так, что у соперницы остались помимо короля конь и слон. (Посмотреть этот шедевр на интерактивной доске).
После сказанного встаёт вопрос: а нужно ли новичку изучать то, без чего обходятся мастера и даже чемпионы?
Да, зазубривание этого окончания совершенно бессмысленное занятие, но вот осознанное умение ставить его, даёт навыки гармоничного управления тремя фигурами, имеющими разные игровые свойства.
Почему мастера не могут поставить этот мат? В том числе и потому, что не научились играть этими фигурами.
Отличная память и навыки в типовых ситуациях, до поры до времени, компенсируют недостатки умений и понимания позиции. Но те, кто ведёт игру от понимания ситуации, оказываются на самом верху рейтингов и турнирных таблиц.
И если новичок освоит эту технику, то владеть несколькими фигурами будет на уровне мастера! Поэтому потраченное время окупится овладением искусства вождения фигур.
Что необходимо знать.
Первое уже упоминалось в предисловии: короля гнать в угол доступный для слона.
Король сильнейшей стороны для постановки мата должен занимать поле расположенное от углового поля в ходе коня, вот возможные матовые позиции:
Рассмотрим следующую позицию.
Ход чёрных. Фигуры белых кажутся разбросанными по доске и королю чёрных ничего не стоит сбежать в безопасный угол h8, недоступный слону белых.
Но, если посмотреть внимательно, то слон и конь перекрыли все пути отступления, кроме проходов черзе c7 и d8. на d6 и e7, соответственно:
И, не смотря на то, что сейчас ход чёрных, белый король успевает закрыть обе бреши
1... Kb6 2. Kf5 Kc7
Вторым ходом чёрные король подошёл к заветной "дырке в заборе", но его визави закрывает обе бреши:
3. Ke5 Kd8 4. Kd6
Теперь нужно продолжать сжимать кольцо окружения. Вариант: это можно сделать, поставив под контроль поля обозначенные кружками - a6 и b6
Из двух полей одно чёрное, а чёрные поля недоступны слону, значит оно должно быть взято под контроль конём. Но если слон может любое поле взять немедленно, коню нужно два хода, стало быть первый ход должен быть сделан конём так, чтоб вторым ходом он нападал на нужно поле. Нетрудно понять, что через ход конь должен попасть на поле c4. На короля чёрных можно вообще покуда не обращать внимания, следить только чтоб не поставить пат.
4... Kc8 5. Na5 Kd8
Мы рассчитывали на то, что король чёрных пойдёт в сторону угла a1, но чёрные пытаются пройти в сторону угла h8. "Забор", обозначенный кружками, создают король и слон, отнять чёрное поле, которое занял король чёрных мжет только конь, делаем следующий ход конём:
6. Nb7+ Kc8 7. Kc6
Сейчас король чёрных заперт силами короля и коня, слон, в принципе свободен, у чёрых единственный возможный ход - на b8. После этого хода королю белых предоставляется возможность занять позицию матования. Как показывает движок, это не тот ход, который кратчайшим путём ведет к цели, но это тот ход, который отвечает нашим принципам - он интуитивно понятен, он лежит в русле нашего плана.
7... Kb8 8. Kb6
Конь и король заперли и продолжают удерживать короля соперника. Сейчас чёрные продлят агонию, сходив королём на c8. Белые делают выжидательный ход слоном, и следующим ходом отнимают слоном возможность на него ходить. Дальнейшее не сложно:
8... Kc8 9. Be8 Kb8 10. Bd7 Ka8 11. Nc5 Kb8 12. Na6+ Ka8 13. Bc6#
Исходная позиция на интерактивной доске.
Ещё одно замечание: при каждом случае, при прочих равных условиях - двигайте короля. Король из трёх фигур самая сильная, но самая не дальнобойная. Поэтому подтащить отставшего короля бывает проблематично. Но он единственный из троицы, который может одновременно контролировать и белые и чёрные поля.
Без надобности старайтесь не ставить фигуры на поля цвета слона - подвижность слона резко снижается, если на полях его цвета стоят фигуры. Особенно это замечание касается короля - конь в любом случае будет через раз ходить по этим полям.
Упражнения для самостоятельной работы
В приводимых ниже позициях, симметричных к разобранной (к каждой есть ссылка на интерактивную доску) нужно поставить самостоятельно мат чёрному королю.
Поначалу не стесняйтесь - ставьте кружки правой кнопкой мыши. Постепенно они вам будут нужны всё меньше и меньше. И вы освоите то, что не могут даже некоторые мастера!
Позиция на интерактивной доске
Ещё одна позиция на интерактивной доске
Ещё одна позиция на интерактивной доске
Ещё одна позиция на интерактивной доске
Ещё одна позиция на интерактивной доске