ПОБУЖДЕНИЕ К ИДЕАЛУ. Цикл статей об истории фантастики. Можно читать по отдельности или по порядку. Новые статьи - ежедневно.
Читайте предыдущие статьи цикла в нашем журнале: 1 - Юность фантастики, 2 - Рождение литературы, 3 - Освобождение реализма
Авторы: Николай Соснов, Лидия Трифонова
Утопия — зарождение «чистой» фантастики
Утопические и антиутопические мотивы всегда присутствовали в мифологии, фольклоре и литературе, но только в Новое время выделились как устойчивые независимые жанры публицистики и беллетристики. Самостоятельное выступление в 16-17 веках на литературную арену жанров утопии и антиутопии явилось следствием освобождения реализма от религиозно-мифологической доминанты. Отделяя себя от фантастики, реализм уничтожал тематическую монополию как таковую и тем самым раскрепощал и саму фантастику. Естественной реакцией воображения, сбросившего многовековой гнет предписанных свыше сакральных чудес, стало обращение к рационализму. Мечтатели и фантазеры принялись строить новые волшебные миры, руководствуясь рассудком, а не чувством.
Характерно, что мыслители этого периода обратились, прежде всего, к социальной проблематике. «Чистая» литературная фантастика началась с проектов реформ и глобального переустройства жизни человечества. Не только над природой люди захотели установить господство, но дерзнули претендовать на управление общественными отношениями. Успехи науки и философии подталкивали публицистов литературными средствами решить проблемы, к которым наука подступилась лишь в середине 19 века. Не терапия сознания как средство смягчения тирании экзистенции, не воображаемая компенсация несправедливости и не уход от реальности подталкивали к сочинению утопий. Желание изменить мир в самых его основах — вот новая функция литературы, проявившая себя в утопическом жанре. Сама обращенность к действию и воплощению идей в жизнь не нова для литературы, достаточно вспомнить, например, апологетические биографии христианских святых с их морально-ценностной пропагандой или буддийские романы вроде «Облачного сна девяти». Однако, одно дело проповедь нравственного совершенствования и совсем другое социальная инженерия.
Отпочкование полноценной литературной утопии от памфлетистики в 16-18 веках проходило сложным путем. Классическим образцом этого переходного периода является «Город Солнца» Томазо Кампанеллы — поэтический диалог, в котором, однако, литературные образы полностью подчинены задаче трактования авторских идей. Беседующие герои — абстрактные марионетки писателя, столь же условные, как Сальвиати и Симпличио в знаменитом «Диалоге о двух системах мира» Галилея. В «Городе Солнца» и других утопиях интересны те подробности, которые в наименьшей степени касаются эмоциональной составляющей, то есть концепции, проблемы и фантастические элементы. Характеры и отношения отсутствуют или оттеснены за кулисы.
Вместе с тем, «Город Солнца» — в подлинном смысле фантастическая утопия, поскольку условием его существования являются вымышленные научные и технические новшества, а также магия. Для ренессанского и постренессансного мышления, ярким представителем которого является Кампанелла, характерно слияние в единое целое элементов научного исследования и эзотерики (так называемая «естественная магия»). Предлагая свой проект как образец, Кампанелла уверен в скором достижении человечеством достаточного для его воплощения в жизнь уровня развития, то есть перед нами фантастика ближнего прицела.
Здесь нам необходимо задержаться, что рассмотреть один ключевой для понимания истории фантастики нюанс. Среди исследователей весьма распространено мнение, возводящее начало фантастики аж к «Эпосу о Гильгамеше» и «Одиссее» Гомера. Древний жанр эпического путешествия, в ходе которого герои посещают необыкновенные страны, встречают чудовищ и сталкиваются с чудесами, принимается ими за первый образец фантастики. Между тем, при сравнении, например, «Одиссеи», «Аргонавтики» Аполлония Родосского или даже «Истории Александра Великого» с «Городом Солнца» Кампанеллы или «Утопией» Томаса Мора в глаза бросается одно принципиальное отличие. Древние путешествия написаны для читателя, воспринимающего волшебное как реальную и естественную часть окружающего мира. Боги каждодневно вмешиваются в простейшие бытовые события жизни каждого человека. Демоны подстерегают за ближайшим углом. Пусть сказочные острова далеко, но они где-то существуют. Поэтому-то и не приходит в голову воплотить сказку, что она уже является былью.
Обратно, фантастические утопии Нового Времени потому побуждают к строительству царства счастья, что вымышленный характер описанных в них идеальных обществ вполне осознается и автором и читателем. Фантастика в литературе начинается тогда, когда человек четко и безоговорочно осознает условность предлагаемых в тексте обстоятельств. Фантастическое отделяется от реального и парадоксальным образом открывает возможность сознательно изменять основы природы и общества.
Окончательной кристаллизации фантастическая утопия достигла в произведениях Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627) и Сирано де Бержерака «Иной свет: государства и империи Луны» (1657). Последнее сочинение можно смело назвать первой в истории сатирической энциклопедией фантастики. Чего в нем только нет! Обитаемые планеты, ракетные двигатели, разумные насекомые и растения, аудиокниги и эйджистская диктатура, парашют и фагоцитоз, - список можно продолжать очень долго. Сквозь смех в романе де Бержерака слышатся нотки страха, за целое столетие предвосхищающие стресс от встречи с промышленной революцией.
Завтра будет опубликована следующая статья - "Двойня романтизма".
Нравится статья? Это результат кропотливого труда. Поддержите творчество Николая Соснова денежным переводом с пометкой "Для Николая Соснова".