Шахматы » Азы » Дебюта
Открытые дебюты
Группа дебютов, которые были в первую очередь исследованы поколениями шахматистов, получили название открытых, они характеризуются первым ходом королевских пешек на два поля.
Их основная идея - открыть пути для фигур, быстро ввести фигуры в игру и попытаться использовать, тем или иным способом, или впрямую нападая, или как угрозу атаки на слабые поля на королевском фланге.
Слабые поля на королевском фланге
В первую очередь это поле f2 (у чёрных, соответственно, поле f7), которое защищено только самим королём, и если удастся напасть двумя фигурами, то грозит мат.
Так же очень слабы диагонали e8-h5 у чёрных, и, соответственно - e1-h4 для белых.
В чём заключаются эти слабости, и как могут быть быстро использованы при неправильной защите, я сейчас и покажу.
Дурацкий мат
Этот мат, который на практике, мало кто ставил (дураков нема), имеет огромное теоретическое значение - он наглядно демонстрирует слабости королевского фланга в начале партии и к чему может привести ослабление упомянутой диагонали e1-h5 в начале партии у белых, потом посмотрим пример для чёрных.
1. f3 e6 2. g4
Сделано всего два хода белыми и один чёрными и чёрные вторым ходом ставят мат.
В партиях квалифицированных шахматистов, подобное напрямую не встречается, но памятуя об этой угрозе, опытные игроки в открытых дебютах на второй ход белых конём на c3 никогда не пытаются защитить пешку ходом пешки с f7 на f6, здесь уже белые используют грубую ошибку чёрных, воспользовавшись тем, что чёрные не озаботились о правильной защите слабой диагонали
У начинающих подобный "дебют" встречается нередко, и белые нередко ещё и умудряются получить худшую позицию, а между тем, если помнить про "дурацкий мат", не сложно найти лучший ход в этой позиции
Разыграть данную позицию против компьютера.
Конечно, в партиях сильных игроков эта идея обычно фигурирует как угроза, например в следующей партии белые были поставлены перед выбором - получить "мат" ферзю или дурацкий королю:
Жибо - Лазар, 1924 г.
1. d4 Nf6 2. Nd2 e5 3. dxe5 Ng4 4. h3
Попробуйте найти выигрыш за чёрных на интерактивной доске
Детский мат
1. e4 e5 2. Qh5 Nc6
Вторым ходом белые вывели ферзя, напав на слабый пункт f7 и на не защищённую пешку e5, Чёрные защитили пешку конём:
Белые ходом слона усиливают нажим на слабый пункт f7
Белые вывели слона, угрожая поставить мат на f7 следующим ходом, но чёрные легко парируют не подготовленную атаку:
После нападения пешкой g белые отступают на вертикаль f, продолжая угрожать матом, чёрные перекрывают вертикаль конём, парирую все угрозы и преимущество первого хода у белых испарилось, у них нет больше той минимальной инициативы, которую даёт белым право начать игру.
В партиях же сильных игроков атака на поле f7 может увенчаться успехом после тщательной подготовки.
Резюмируя всё сказанное, сделаем следующие выводы:
- для победы в открытых дебютах необходимо возможно быстрей ввести фигуры в бой, обеспечив перевес на решающем участке. Отсюда следует, что в дебюте одной и той же фигурой желательно не ходить, а находить пути ввода ещё следующей фигуры;
- ценные (тяжёлые фигуры) - ферзя и ладьи лучше в начале не выводить, т.к. они подвергаются нападению менее ценных, и покуда вы уводите из-под боя ферзя, нападающие на него лёгкие фигуры, занимают выгодные позиции и создают у соперника перевес в силах;
- сила фигур, особенно лёгких - слонов и коней, расположенных в центре возрастает по сравнению с фигурами на краю доски. Особенно это касается коней - конь в углу доски контролирует всего два поля, а конь в центре - восемь полей.
Далее предлагаю рассмотреть ещё одну дебютную идею, которую стоит знать даже начинающим
Мат Легаля. Спёртый мат в дебюте
Мат Легаля основан на том, что как бы ценен ни был в игре ферзь, но смысл игры - король, а потому фигура, в данном случае связнный защитой ферзя - конь, может вполне "отвязаться", если в результате появится возможность поставить мат
Мат Легаля
Легаль - Керми, 1750г.
1. e4 e5 2. Nf3 d6 3. Bc4 Bg4 4. Nc3 g6 5. Nxe5 Bxd1 6. Bxf7+ Ke7 7. Nd5#
Играть с компьютером: найти выигрыш самостоятельно
Связывая коня в подобной ситуации всегда нужно держать в голове эту классику, эти мотивы встречаются очень часто, вот ещё один пример, финал, практически, один к одному с предыдущей партией.
В испанской партии Бергер - Фролих, 1888г., после ходов
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 a6 4. Ba4 d6 5. Nc3 Bg4 6. Nd5 Ne7 7. c3 b5 8. Bb3
чёрные решили прогнать конём слона с активной позиции, ну а дальше, всё как по писаному
Разыграйте различные продолжения самостоятельно против компьютера
В партии Мизес - Олквист, 1895 г., после ходов
1. e4 d5 2. exd5 Qxd5 3. Nc3 Qd8 4. d4 Nc6 5. Nf3 Bg4 6. d5
чёрные взяв пешку e4, считая что защищающий её конь связан слоном - прикрывает ферзя, но, на самом деле, просто подставили коня, поскольку белый конь опять отвязался!
Далее после ходов 6. ... Ne5 7. Nxe5 Bxd1 8. Bb5+ c6 9. dxc6 Qc7 10. cxb7+ Kd8 сложилась такая позиция
Разыграйте позицию против компьютера после взятия чёрными ферзя
В партии Краузе - Алапин, 1922г., после ходов
1. e4 e5 2. Nf3 d6 3. d4 f5 4. dxe5 fxe4 5. Ng5 d5 6. e6 Nh6 7. Nc3 c6 8. Be2 Qf6 9. Nxd5 cxd5 10. Qxd5 Qf5 11. Bb5+ Ke7 12. Qc4 Bxe6 13. Nxe6 Qxe6 14. Bg5+ Kf7
создалась следующая позиция:
Проиграйте данную партию против компьютера за белых и за чёрных, исправив ошибки, допущенные чёрными вначале.
Вместо хода чёрных на десятом ходу ферзём на d5 поищите другое продолжение, ходы приемлемые есть, но атаку белых остановить не просто.
Затем можно поиграть, заменив откровенно слабый третий ход пешкой на f5 приемлемым ходом.
Забавный мат поставил на шестом ходу гроссмейстаер Пауль Керес мастеру Арламовскому:
Керес - Арламовский, 1950
1. e4 c6 2. Nc3 d5 3. Nf3 de4 4. Ne4 Nf6 5. Qe2
Здесь мастер зевнул спёртый мат, сыграв конём с b8 на d7
1. e4 c6 2. Nc3 d5 3. Nf3 de4 4. Ne4 Nf6 5. Qe2 Nbd7 6. Nd6#
Посмотреть партию на интерактивной доске
Мы рассмотрели зевок, но есть дебютная ловушка, в которой один из вариантов, именно на который, как правило, попадаются неопытные игроки, использует именно эту идею спёртого мата:
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nd4
Чёрные. на четвёртом ходу делают чисто ловушечный ход конём на d4, тот кто не знаком с этой позицией, решает, что они зевнули пешку e5, да еще и, после взятия пешки e5, грозит взятие пешки на f7
Если белые попадают в ловушку - бьют пешку на е5 (правильно - пешкой на c3), следует вообще для белых совершенно неожиданный ход ферзём под вилку конём с поля f7:
Если белые бьют конём, то следует немедленный разгром, чаще всего с финалом, который почти полная копия того мата, что поставил Керес:
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nd4 4. Nxe5 Qg5 5. Nxf7 Qxg2 6. Rf1 Qxe4+ 7. Be2
Разыграть на интерактивной доске
Поэтому вместо взятия конём, белые обязаны брать на f7 слоном с шахом:
Разыграть позицию за чёреых на интерактивной доске
За фигуру у белых две пешки и сильная инициатива. Масса белых пешек в центре, с угрозами провести проходную или выиграть ещё хотя бы одну пешку.
Настоятельно рекомендую поиграть эту позицию против шахматной программы вначале за чёрных, а после и за белых. Изучив все тонкости, всё это можно играть как за белых, так и за чёрных, по крайней мере в блиц или в коротких партиях.
Разыграв эту позицию за чёрных, можно "на собственной шкуре" испытать все "прелести" лишней фигуры против инициативы соперника. Убедившись, что выиграть за чёрных если и можно, то не расслабляясь, поиграйте то же самое потом уже за белых.
После основательного усвоения данного материала, рекомендую ознакомиться с дебютом "Защита двух коней", вначале посмотреть вариант с выпадом коня белых на g5, идея сильно напоминает идею "детского мата", но атака ведется не ферзём, а лёгкими фигурами, и этот дебют, в отличие от "детского мата" вполне себе приемлемый для шахматистов любой квалификации, а для постигающих основы - позволяет в наглядной форме продемонстрироваь всё то, о чём говорилось в данном материале.
И так, защита двух коней с ходом ,белого коня на g5
Как использовать интерактивную доску описано здесь
Следите за публикациями, материалы по дебютам будут ещё непременно, скучно не будет, уверяю...