Сказочный таинственный мир Михаила Врубеля, его мистическая чувственность манили и пугали современников. До сих пор, стоя у его картин в музее, вы будете испытывать очень смешанную гамму чувств. Это самый известный русский модернист, который так и остался загадкой — где и как он черпал вдохновение для таких непривычных русскому глазу сюжетов, какие демоны вели Врубеля по жизни и творческому пути? Для этого стоит рассказать о не слишком известных фактах его биографии, которые сформировали того Михаила Врубеля, которого мы знаем. Или не знаем?
1. Демон первый. Откуда нет пути назад
Дано ли ребёнку, который лишился матери, обрести ее вновь?
Часто ли представлял себе встречу с матерью маленький Миша? Мать Врубеля умерла, когда ему не было и трёх, а через несколько лет не стало его любимых брата и сестрёнки. Рядом осталась лишь Анна — старшая сестра, самый родной человек на всю оставшуюся жизнь.
2. Демон второй. Темные кристаллы и неживые цветы
Манеру Врубеля очень сложно с чем-то перепутать. Кто не читал, рекомендую мою статью «Все девочки любят это», где мы с вами искали цветы на самых известных картинах и нашли их у Врубеля. https://zen.yandex.ru/media/artplay/vse-devochki-liubiat-eto-5-krutyh-kartin-na-kotoryh-izobrajeny-cvety-5aa97bfe9d5cb3ae8227612d
Так откуда такая манера письма? В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую Чистякова, учениками которого были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов и Серов. И характерную «кристаллообразность» Врубель перенял от Чистякова. Это не полет фантазии, Чистяков учил художника структурному анализу формы и раскладке изображения на мелкие плоскости, стыки между которыми создают грани объема. Такой вот графических дизайн начала 20 века!
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
3. Демон третий. Лермонтовский
В 1891 году Врубелю поступило предложение проиллюстрировать собрание сочинений Лермонтова. Ожидаемо, что художник решил начать с «Демона»! Врубель сделал огромное количество набросков. Но публика оказалась морально не готова к такому Демону: после того, как книга с иллюстрациями Врубеля увидела свет, она подверглась серьезной критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
4. Демон четвертый. Духи природы
Небезызвестному Илье Репину стоило немалых усилий и аргументов уговорить Врубеля от не принятого заказчиком панно «Утро», в котором художник обратился к теме духов и вообще стёр грань между мужским и женским началом.
Вообще Врубель любил сложнве замыслы, что называется, «сон внутри сна», и частенько обращался к языческой стихологии — духи леса, рек, гор очень изображались с уважением и некой боязнью. Бросая, он все равно возвращался к мифологическим сюжетам.
5. Демон пятый. Демон сидящий
В «Демон сидящий» — одна из визитных карточек Врубеля. Тут вообще он выступил в роли скульптура и буквально лепил картину. О цветах-кристаллах я уже писала. Примечательно, что сестра Врубеля Анна вспоминала об заинтересованности брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
6. Демон шестой. Ангел
А так ли страшен Демон, как его малюют? Врубель неоднократно подчеркивал, что его Демона неправильно путать с чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».
Демоны, ангелы и серафимы для Врубеля были божественным нечто, которых он уважал и которым сопереживал.