Найти тему
Ситх-искусствовед

6 демонов Михаила Врубеля

Оглавление

Сказочный таинственный мир Михаила Врубеля, его мистическая чувственность манили и пугали современников. До сих пор, стоя у его картин в музее, вы будете испытывать очень смешанную гамму чувств. Это самый известный русский модернист, который так и остался загадкой — где и как он черпал вдохновение для таких непривычных русскому глазу сюжетов, какие демоны вели Врубеля по жизни и творческому пути? Для этого стоит рассказать о не слишком известных фактах его биографии, которые сформировали того Михаила Врубеля, которого мы знаем. Или не знаем?

1. Демон первый. Откуда нет пути назад

-2

Дано ли ребёнку, который лишился матери, обрести ее вновь?
Часто ли представлял себе встречу с матерью маленький Миша? Мать Врубеля умерла, когда ему не было и трёх, а через несколько лет не стало его любимых брата и сестрёнки. Рядом осталась лишь Анна — старшая сестра, самый родной человек на всю оставшуюся жизнь.

2. Демон второй. Темные кристаллы и неживые цветы

-3

Манеру Врубеля очень сложно с чем-то перепутать. Кто не читал, рекомендую мою статью «Все девочки любят это», где мы с вами искали цветы на самых известных картинах и нашли их у Врубеля. https://zen.yandex.ru/media/artplay/vse-devochki-liubiat-eto-5-krutyh-kartin-na-kotoryh-izobrajeny-cvety-5aa97bfe9d5cb3ae8227612d

Так откуда такая манера письма? В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую Чистякова, учениками которого были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов и Серов. И характерную «кристаллообразность» Врубель перенял от Чистякова. Это не полет фантазии, Чистяков учил художника структурному анализу формы и раскладке изображения на мелкие плоскости, стыки между которыми создают грани объема. Такой вот графических дизайн начала 20 века!
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

3. Демон третий. Лермонтовский

-4

В 1891 году Врубелю поступило предложение проиллюстрировать собрание сочинений Лермонтова. Ожидаемо, что художник решил начать с «Демона»! Врубель сделал огромное количество набросков. Но публика оказалась морально не готова к такому Демону: после того, как книга с иллюстрациями Врубеля увидела свет, она подверглась серьезной критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

4. Демон четвертый. Духи природы

-5

Небезызвестному Илье Репину стоило немалых усилий и аргументов уговорить Врубеля от не принятого заказчиком панно «Утро», в котором художник обратился к теме духов и вообще стёр грань между мужским и женским началом.
Вообще Врубель любил сложнве замыслы, что называется, «сон внутри сна», и частенько обращался к языческой стихологии — духи леса, рек, гор очень изображались с уважением и некой боязнью. Бросая, он все равно возвращался к мифологическим сюжетам.

5. Демон пятый. Демон сидящий

В «Демон сидящий» — одна из визитных карточек Врубеля. Тут вообще он выступил в роли скульптура и буквально лепил картину. О цветах-кристаллах я уже писала. Примечательно, что сестра Врубеля Анна вспоминала об заинтересованности брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

6. Демон шестой. Ангел

-6

А так ли страшен Демон, как его малюют? Врубель неоднократно подчеркивал, что его Демона неправильно путать с чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».
Демоны, ангелы и серафимы для Врубеля были божественным нечто, которых он уважал и которым сопереживал.