В 1942 году британское военное министерство объявило конкурс на разработку сверхтяжёлого бомбардировщика. Участие в конкурсе приняла и одна из старейших авиастроительных компаний - Bristol Aeroplane Company. Конкурс, в итоге, не состоялся - в дневных бомбардировках себя отлично зарекомендовали американские Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator, а с ночными вылетами справлялся Avro Lancaster. Но проект Bristol не канул в лету и получил дальнейшее развитие уже в мирном варианте.
Вторая мировая потихоньку шла к своему завершению и было очевидно, что после войны потребуется переходить обратно к производству гражданских самолётов. Для того, чтобы заранее быть к этому готовым, британцы в 1943 году создали Комитет по перспективам развития авиации. Возглавил его известный авиатор и политик барон Джон Теодор Катберт Мур-Брабазон.
Бароны любят комфорт в путешествиях и, наверное, именно поэтому Брабазон поддержал проект переделки несостоявшегося бомбардировщика фирмы Bristol в трансатлантический лайнер. Возглавил работы конструктор Лесл Фрайс и уже в 1945 году началась строительство первого экземпляра нового пассажирского самолёта, который получил имя в честь своего покровителя - Bristol Brabazon.
Постройка первого Brabazon заняла времени под стать его размерам - целых 4 года! В 1949 году гигансткий лайнер наконец-то был завершён и готов к началу испытательных полётов. 4 сентября 1949 года огромная машина впервые поднялась в воздух. За штурвалом сидел влётчик-испытатель Уильям Пегг.
Brabazon стал крупнейшим самолётом, когда-либо построенным на Британских островах - размах крыльев 70 метров, длина 54 метра и взлётная масса 130 тонн. Настоящий воздушный колосс! Оснащался 8 двигателями Bristol Centaurus, которые вращали 4 пары соосных 5-метровых винтов.
Конструкция Brabazon была достаточно классической - цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Герметический фюзеляж по своей компоновке напоминал океанские лайнеры (для его проектирования даже привлекали морских инженеров) - кают-компния, отдельная служебная палуба, купе для пассажиров. Всё это лишний раз подчёркивало люксовый статус нового самолёта. Предполагалось, что он сможет перевозить 80-150 пассажиров на расстояние до 9000 километров с крейсерской скоростью 400 км/ч. Компания ВОАС планировала эксплуатировать его на самом престижном маршруте - Лондон - Нью-Йорк.
Размеры Brabazon стали его ахиллесовой пятой. В условиях тяжёлой послевоенной экономической ситуации в Британии гигантский медлительный лайнер класса "люкс" оказался не нужен. За океаном уже вовсю эксплуатировался Lockheed Constellation, в Англии же завершалась разработка реактивного de Havilland DH 106 Comet - при примерно равной пассажировместимости время и цена полётов на них были гораздо ниже, чем у гиганта бристольского гиганта. Brabazon оказался непрактичным и, можно сказать, возил воздух - слишком раскошными были условия пассажиров и слишком много было неиспользуемого объёма в пассажирском салоне. Стало понятно, что дни проекта сочтены. В 1953 году летающий экземпляр и фюзеляж второго прототипа были отправлены на слом.
Проект Bristol Brabazon показал всю несостоятельность программы самолётов-гигантов в послевоенных условиях. Требовались прежде всего практичные и экономичные авиалайнеры, а не комфорт для высших слоёв общества. Этим и объясняется то, что Bristol так и не смогла найти ни одного заказчика на новый самолёт. Но в любом случае, авиапроизводитель не остался в накладе - через 3 года с использованием технологической базы Brabazon был построен успешный экономичный лайнер Bristol Britannia. Впрочем, это уже совсем другая история...
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com
Читай также: Convair B-36 - грозный десятимоторный "миротворец"