Если ваш бизнес – салон красоты, то выбор правильной локации – уже половина успеха.
Помещения под все проекты арендую у города
Для Никиты Мельниковицкого стимулом к расширению бизнеса являются гарантии со стороны партнеров – арендодателей. «Сейчас мы строим сеть салонов красоты, – говорит Никита. – Первый «Моссалон» открыли на улице Татарская, а в 2016‑м арендовали второе помещение».
Структура семейного бизнеса Никиты Мальниковицкого включает, помимо самих салонов, бар, продуктовый магазин и павильон по оказанию бытовых услуг. Все проекты реализованы в помещениях, взятых в аренду у города и позже выкупленных по 159‑ФЗ. Этот закон получил в народе название «закон об ипотеке на коммерческие объекты», он позволяет приобретать коммерческие площади, которые находятся в госсобственности.
«Разумеется, у частного собственника может не быть цели пустить арендатора, дать ему время «прикормить клиентов» рекламой и хорошими мастерами, а потом выставить его за дверь, предварительно переманив персонал. Тем не менее, работая с частником, можно попасть в неприятную ситуацию, – уверен Никита Мельниковицкий. – К примеру, он может заложить помещение в банк, а потом обанкротиться».
Никита считает, что с последним взятым в аренду помещением по улице Садовая-Каретная ему очень повезло – в 2016 году объект предлагался по цене ниже рынка, за 10–12 тыс. руб. за кв. м в год.
Начинающим предпринимателям Никита Мельниковицкий советует не бояться «грязных стен», помещений без ремонта и отделки.
А вот если у вас нет предпринимательского опыта, не стоит замахиваться на цокольные этажи – они требуют особого управления и раскрутки. Стоит также выбирать помещения под будущий салон красоты недалеко от места проживания, поскольку бизнес, особенно во время запуска, потребует от вас полной отдачи – работы в режиме 24 на 7.
«Я бы посоветовал также оценить тех претендентов, кто ходит на показы помещений перед началом торгов, которые проводит мэрия», – обращает внимание новичков Мельниковицкий.
«Если вместе с вами на показ пришло 4–5 потенциальных арендаторов, претендующих на объект, это значит, что в ходе торгов цена лота может вырасти в разы. Соответственно, брать такое помещение невыгодно – высокая аренда снизит маржинальность бизнеса», – поясняет предприниниматель. Как правило, салон красоты окупается от года до пяти лет в зависимости от вложений, которые в среднем составляют от 1,5–2 млн руб.
Количество салонов красоты и парикмахерских
- 4,5 тысячи в 2010 г.
- 6 тысяч в 2017 г.
* По данным департамента торговли и услуг города Москвы
Даже не рассматривала покупку у посредника
Елена Курносова пару лет назад открыла салон красоты «Серебро» недалеко от станции метро «Профсоюзная». Долго искала помещение, пока не увидела информацию о тендере на аренду помещения площадью 74 кв. м. Победа далась нелегко – торги длились два часа, годовая цена аренды помещения выросла почти вдвое, чуть превысив 1 млн руб.
«Аукцион предполагает увеличение начальной стоимости лота, но, несмотря на это, я даже не рассматривала возможность взять помещение у частного собственника», – говорит бизнес-леди. Этому научил опыт ее знакомых: сняв у частника, такого же, как и они, предпринимателя, помещение, приятели сделали ремонт и только наладили бизнес, как арендодатель вдвое повысил плату за место и вынудил их съехать. Не компенсировав, естественно, затраты на рекламу и ремонт.
«Я полгода делала ремонт в помещении, вложила около 2 млн руб., – вспоминает Елена Курносова. – Не менее 30–40 тысяч рублей в месяц у меня уходило на рекламу салона. Раскрутка заняла более года. Если бы после этого мне пришлось съезжать, то я бы просто закрыла бизнес».
Помимо денежных средств, Елена инвестировала в бизнес время – сама выучилась на косметолога и сейчас наряду с другими мастерами работает в салоне.
Арендую с прицелом выкупа
Если уже есть опыт ведения бизнеса, то смело участвуйте в аукционе даже с большим количеством участников. Именно так и сделала Юлия Савина. Она строит сеть салонов «Арти» в Бескудниковском районе Москвы. Первый открыла пять лет назад.
«Я начинала участвовать в аукционах, когда они еще не были электронными, – вспоминает свои первые шаги бизнес-леди. – С тех пор многое изменилось –сегодня можно торговаться через интернет, не покидая рабочее место. При этом прозрачность электронных торгов на порядок выше обычных». В будущем Юлия рассчитывает на то, что сможет и выкупить арендуемые помещения, в которых сегодня размещены ее салоны.
Работать с городом удобно – считают все предприниматели, участвовавшие в тендерах мэрии Москвы. Договор аренды заключается на 10 лет. За это время арендная плата не может вырасти в разы только потому, что собственник помещения захочет «отжать» бизнес. Плата за площади корректируется сугубо с учетом инфляции. Уверенность в собственнике помещения и возможность выкупа объектов позволяет предпринимателям развивать свой бизнес, открывать новые салоны и строить сеть.
Мнение эксперта. Москве не хватает 600 салонов
Президент Российской секции Всемирной Ассоциации парикмахерского искусства Intercoiffure Mondial Дмитрий Винокуров:
«В Москве рынок парикмахерских услуг, салонов красоты до конца не заполнен. По сравнению с Нью-Йорком в нашей столице не хватает около 600 салонов, причем разной ценовой категории – и экономкласса, и бизнес, и премиум. Недостаточно концептуальных салонов и хороших мастеров. Направление может развиваться, а салон красоты или сеть салонов – стать прибыльным и успешным бизнесом».