В ночь на 29 января 2017 года американский спецназ во взаимодействии с вооруженными подразделениями ОАЭ совершил налет на небольшую деревню, расположенную далеко в глубине южной части Йемена. Там проживает одна из древних национальностей Аравийского полуострова, которая находится в состоянии гражданской войны в течение двух с половиной лет. В настоящее время Йемен является домом для Аль-Каиды на Аравийском полуострове (АКАП), самого сильного партнера террористической группы, которая приобрела оружие и деньги, поскольку страна погрузилась в хаос.
В начале 2016 года американская разведка была озабочена растущей силой АКАП, поэтому еще администрация Обамы начала обсуждать новую контртеррористическую «кампанию», чтобы ослабить ее. Кампания включала ускоренные удары беспилотников и даже пилотируемые авиаудары, а также наземные налеты.
Шестая команда «морских котиков» (SEAL Team 6) находилась в регионе и осуществляла ротацию своих подразделений. Ее задержали для выполнения заданий высокого командования по убийству или захвату в Сомали и Уганде. Эти высокопрофессиональные и востребованные подразделения выполняющие миссии в национальных интересах США, которые требуют одобрения Президента, в конце 2014 года уже провели один секретный рейд по освобождению заложников внутри Йемена, который потерпел неудачу. В 2016 году силы специальных операций США также работали вместе с силами Объединенных Арабских Эмиратов и Йемена для восстановления контроля над прибрежными общинами, которые попали под контроль АКАП. В конце 2016 года, когда администрация Обамы обсуждала дальнейшие действия в этой стране, был разработан новый план кампании. Но решение о ее начале было отложено в связи с передачей полномочий от одной администрации к другой
Президенту Трампу была предоставлена привилегия одобрять любые новые операции и обязательства. Через день после приведения к присяге министр обороны Джеймс Мэттис был проинформирован о ситуации в Йемене. Пока Вашингтон находился на переходном этапе, силы в регионе продолжали планирование. Целевая группа специальных операций, курирующая 6-ю команду «Морских котиков», подготовила серию рейдов на опорные пункты и лидеров АКАП, и даже отрепетировала эти операции в Джибути, соседней стране на африканском роге. Был предложен конкретный рейд. Была выявлена небольшая и изолированная деревня, в которой собрались силы АКАП. Американская разведка, работая с ОАЭ, пришла к выводу, что там происходит что-то важное. По словам двух чиновников Белого дома Трампа, спецподразделения ОАЭ и США все чаще работали вместе, и был предложен скоординированный рейд на деревню Якла. Официально, рейд проводился для захвата электроники и документов, которые выявят членство АКАП и концентрации. Согласно многочисленным экспертам из числа военных и специальных операций, затем планировалось использовать этот материал и нанести быстрые последующие удары.
Неофициальная цель и очень секретная, даже для многих внутри Пентагона, была миссией по убийству или захвату лидеров АКАП. По словам источников, при администрации Обамы ни одна явная миссия захвата не была одобрена. И, согласно многочисленным источникам из сил специальных операций, совершенно секретной была информация о том, что силы для выполнения национальных миссий будут работать рука об руку с иностранными коллегами по целям ОАЭ, в отличие от американских односторонних миссий по уничтожению «особо важных целей».
Кроме того, Йемен-это страна, которую сообщество национальной безопасности назвало «вне объявленного театра военных действий», где законность и последствия операций были гораздо более чувствительными.
Секретарь Мэттис поддержал миссию, представленную ему, и новая команда национальной безопасности Трампа впервые встретилась в ночь на 25 января, чтобы рассмотреть ее. Присутствовали президент, вице-президент Пенс, Мэттис, затем-советник по национальной безопасности Майкл Флинн, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд, кандидат в директора ЦРУ Майк Помпео, главный стратег Президента Стив Бэннон и президентский зять Джаред Кушнер. Отсутствовал какой-либо представитель Госдепартамента, что является отходом от общепринятой практики.
За ужином они обсудили предстоящий рейд, который должен был проведен в тот же уик-энд.
Нейлор является одним из ведущих экспертов страны по Объединенному командованию специальных операций (JointSpecial Operations Command (JSOC)), силам выполнения национальных миссий, состоящих из 6 команды SEAL и 1 оперативного отряда Delta, а также других подразделений по борьбе с терроризмом.
При администрации Обамы, говорят источники, миссия такого рода была бы обсуждена и одобрена на нескольких уровнях, подчиненных руководителям, прежде чем о ней бы доложили в Белом доме. Два источника Белого дома сообщают NBC News, что Мэттис и Данфорд посвятили нового президента в цели миссии в столовой, предлагая ему безоговорочно одобрить ее. Если бы лидеры АКАП оказались на месте при проведении операции, это был бы крупный результат; если нет, то присутствие руководства в прошлом и потенциальная разведка на местах обещали по крайней мере плодотворное использование объекта, которое приведет к серии последующих рейдов.
Американская разведка доложила
По данным двух источников, Стив Бэннон и Джаред Кушнер усомнились в том, что они видели документы оставшегося плана Обамы.
Президент Трамп распорядился одобрить миссию, но на следующее утро он спросил Флинна, что он думает на этот счет, прежде чем он подписал боевой приказ.
По словам двух чиновников Белого дома, Флинн сказал Президенту, что высокопоставленный источник из ОАЭ указал, что один из самых разыскиваемых террористов в мире, Касим Аль-Рими, лидер АКАП, может находиться в Йемене, поскольку ранее его там видели.
Для мистера Трампа не было необычным полагаться на советы Флинна. Президент познакомился со своим советником по национальной безопасности, работая с ним течение нескольких месяцев избирательной компании. Он был, безусловно, способен дать верный совет, поскольку сам являлся ранее директором по разведке в JSOC. По информации источников, он обратился к своим бывшим коллегам в Форт-Брэгг (Северная Каролина), чтобы получить собственную разведывательную информацию о предстоящей миссии. Также, согласно многочисленным источникам, он сам общался со своими коллегами из ОАЭ. Флинн сказал, что захват или убийство Аль-Рими выгодно отличит президента от Обамы. Трампу следует рискнуть там, где Обама проявлял нерешительность, сказал Флинн. Кроме того, президент окажет честь союзникам стран Персидского залива, которые действовали в Йемене. Несколько источников говорят, что Флинн назвал первую неделю рейда «сменой игры».
Выход к объекту
Сразу после полуночи на 29 января подразделение спецназа направилось в деревню. Команда SEAL 6 высадилась в пяти милях от цели. «Тюлени» приблизились к деревне стараясь соблюдать скрытность и обеспечить внезапность для боевиков АКАП. Но в это время беспилотники и самолеты-разведчики обнаружили необычную активность в деревне, указывающую на то, что миссия может быть скомпрометирована.
«Воздушная разведка обнаружила людей, выдвигавшихся на боевые позиции», — сказал Найлор. И штаб Целевой группы специальных операций в Джибути и командование операцией, находящийся на борту корабля «Остров Макин», понимали, что элемент внезапности утрачен. После обмена мнением о целесообразности продолжения операции, взвесив риски поражения и вероятность достижения победы, было принято решение, продолжить действия.
Войдя в деревню, тюлени неожиданно натолкнулись на ожесточенное сопротивление. По свидетельству спецназовцев здесь были заранее установлены мины и подготовлены оборонительные позиции. Даже женщины взяли в руки оружие. В течение первых пяти минут боя чиф-петти офицер Райан Оуэнс был смертельно ранен. Пуля вошла в грудь чуть выше бронированной пластины его бронежилета. Тут же по радио запросили его медицинскую эвакуацию. Но уже в течение следующих нескольких минут были ранены еще двое «тюленей».
Тем временем, бой на земле продолжался. В результате боя, который длился всего 50 минут, 14 боевиков АКАП были убиты. По утверждениям США двое из них являлись командирами, однако Аль-Рими среди них не было. В дополнение к смерти Оуэнса и ранению пяти американцев, развязка миссии привела к гибели гражданских лиц. Согласно источникам разведки США было убито 16 гражданских лиц, из которых 10 были детьми в возрасте до 13 лет. Эти данные также подтвердили источники военной разведки США.
Из-за понесенных потерь и необходимости быстрого отхода из-под огня, «тюлени» не смогли получить необходимую им разведывательную информацию в виде документов и электронных приборов.
Провал или успех?
Имеет ли эта операция решающее значение? Как случился этот провал? Какова ценность разведывательных данных, собранных на объекте?
Источники говорят об этом по-разному и командующий оперативной группой на Африканском роге бригадный генерал Девид Фернесс в разговоре о специфике ушел от прямого ответа. Понятно, что все, что произошло в Йемене, можно было бы списать на трагедию и туман войны, если бы не то, что произошло в Вашингтоне после этого.
В течение нескольких часов после миссии в Йемене, пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер с трибуны заявил о том, что рейд имел большой успех.
«В эти выходные мы провели очень успешный рейд против «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове», — сказал Спайсер утром 30 января. На следующий день он повторил: «Очевидно, что мы получили огромное количество информации».
А затем, когда сенатор Джон Маккейн, председатель Комитета по вооруженным силам, был проинформирован о миссии, результаты которой он обнародовал, и оспорил характеристику администрации, -«Когда вы теряете самолет на 75 миллионов долларов и, что более важно, американцы потеряли жизнь и были ранены, я не верю, что это можно назвать это успехом».
«Я думаю, любой, кто ставит под сомнение успех этого рейда …должен извиниться поскольку оказывает плохую услугу памяти чиф-петти офицера Оуэнса», — заявил Спайсер.
Сидя у телевизова во Флориде, Билл Оуэнс испытывал отвращение. «Не скрывайтесь за смертью моего сына, чтобы попытаться рассказать, что этот рейд был успешным», — сказал он NBC News. «Потому что это было не так».
В Понедельник, 27 февраля, NBC Nightly News сообщили, что рейд в Йемене «не добыл никакой значительной разведывательной информации».
На следующее утро Президент Трамп появился на канале «Fox and Friends», предложив зрителям странное описание миссии, которую он, как главнокомандующий, одобрил.